Сибирские огни № 009 - 1990
рые начали посылать свои стилизован ные коллективы по всей стране ради сво его повышения по должности, а нас кор мили все эти восемь лет одними словами да обещаниями. В конце концов ребятам надоело ждать изменений к лучшему и разошлись. И у меня пропало настрое ние показывать фольклор аганских нен цев... Видимо, на местах, в районах у них сидят свои люди, которые мешают развитию национальной культуры и всех начинаний в национальном масштабе...» Да, письмо Айваседы — это не только приглашение к размышлению. Многие годы в Ханты-Мансийском округе ши роко рекламировались стилизованные ансамбли «Хорам» и «Миснэ», представ лявшие будто бы народное творчество ханты и манси. В ансамбле «Миснэ». например, поют мою песню «Миснэ». Свидетельствую: понять что-нибудь не возможно, поют то ли как ненцы, то ли на старославянском языке, то ли на мар сианском. Ведь выступать-то им прихо дится не перед мансийскими тружени ками, а на столичных сценах, а то и за рубежных. А там кто разберется? Совсем как в мансийской сказке. Шел Мирсуснэхум по лесу. Лес с зеле ными иголками стонал от зычного кри ка: «Пу-у-гу! Пу-у-гу! Корха!» — Кто это? — спросил удивленный Мирсуснэхум. — Это я! — раздался голос с вершины высокого дерева. На вершине дерева сидела черная птица, а пыталась петь голосом пестрого филина: Я филин — звонкий голос, Сижу на высоком дереве и пою. Я звонче всякой птицы... — Разве птица, сама себя расхвали вающая, сильная птица? —■А почему бы и нет! — ответила та сверху. — А почему ты поешь чужим голо сом? — Все сейчас кричат чужим голосом. Время такое. Посмотрел Мирсуснэхум вверх и ви дит — на вершине дерева сидит не муд рый филин, а ворон, и пытается гугу- кать, как мудрый филин. Я пытался бороться с подобными пере вертышами. но нужна поддержка. Во всем Ханты-Мансийске владеют мансий ским языком всего несколько человек. И потому долгое время не говорило ра дио на мансийском языке, не выходила газета. (В настоящее время выходит не большое приложение к окружной газете. Настоящей газеты пока нет.) Из двадцати девяти национальных школ округа (хантыйских и мансий ских) родной язык преподается только в двадцати одной, причем долгие годы не преподавался вообще. Говорят, нет учи телей. Но и откуда им быть, если на ф а культете народов Севера Ленинградского пединститута преподает мансийский язык Д. В. Герасимова, практически не владеющая им? Не раз обращалась наша интеллигенция в бывшее Министерство просвещения РСФСР и в газеты, но на ходились «добряки», рьяно защищавшие эту «мансийку», которая с рыбаками -иф охотниками манси говорит по-русски, а студентов учит мансийскому языку. Говорят — нет кадров. А ведь у манси, насчитывающих около восьми тысяч че ловек, — семь кандидатов филологиче ских наук. Почему они живут не в окру ге? Допустим, для Евдокии Ивановны Ромбандеевой, нашего крупнейшего уче- ного-филолога, Института языковедения в Ханты-Мансийске, конечно, не постро ить. Но вот другой пример. В Горно-Ал тайске уже многие годы работает канди дат филологических наук Анастасия Ильинична Сайнахова. Занималась на учной работой по фольклору, языку манси. И учебники для мансийских ре бятишек пишет. Все это, разумеется, в нерабочее время. Почему такому специа листу не создать условия в Ханты-Ман сийске? Не выходит у нас настоящая газета на мансийском языке. Анастасия Ильинична и там могла бы работать, и в окружном отделе народного образова ния, и окружном Доме творчества на родностей Севера. А желание у нее вер нуться есть. Неоднократно мы, национальная ин теллигенция, ставили в окрисполкоме вопрос о возвращении наших высоко квалифицированных специалистов в ок руг. Слышим один ответ: нет квартир! Почему для коренных северян находят квартиры и Москва, и Ленинград, и Гор но-Алтайск! Почему в Ханты-Мансийске им нет достойного жилья? И неудиви тельно, что на пустое место выплывают так называемые «представители малого народа», которые, кроме крика о своем происхождении, ничего не могут дать ни стране, ни своему краю?! Часто ссылаются на нехватку учебни ков для северных школ. Это неправда! Ленинградское отделение издательства «Просвещение» ежегодно издает десятки красочных букварей, учебников на язы ках ханты, манси, чукчей, эвенков, эве нов. Даже есть уже учебник для юкаги ров, которых насчитывается немногим более шестисот человек. Но тиражи не в первый уже раз где-то исчезают. В начале шестидесятых годов это же издательство издало мою книжку стихов на мансийском языке «Детям мансийских селений». Книга исчезла вообще. Пропала, и следов я так и не нашел. Послали, видно, на Таймыр, или на Чукотку, или на Кольский полуост ров. Для чиновников-«североведов» на роды Севера все на одно лицо. Но есть надежда на добрые перемены. В Ханты-Мансийском национальном педучилище, где уже второй год дирек тором работает Зинаида Павловна Тю- менцева (сейчас она заведует окроно), предпринимаются героические усилия по подготовке национальных кадров. И ей необходима помощь. Не раз я обращался к председателю Ханты-Мансийского окрисполкома Ана толию Константиновичу Ушакову (ныне заведующему отделом народностей Севе ра облисполкома) по вопросам культуры, жизни, быта. И письменно, и устно. Многое осталось попросту без ответа. А кое-где оказывается противодействие, .особенно это касается строительства му-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2