Сибирские огни № 009 - 1990

рые начали посылать свои стилизован­ ные коллективы по всей стране ради сво­ его повышения по должности, а нас кор­ мили все эти восемь лет одними словами да обещаниями. В конце концов ребятам надоело ждать изменений к лучшему и разошлись. И у меня пропало настрое­ ние показывать фольклор аганских нен­ цев... Видимо, на местах, в районах у них сидят свои люди, которые мешают развитию национальной культуры и всех начинаний в национальном масштабе...» Да, письмо Айваседы — это не только приглашение к размышлению. Многие годы в Ханты-Мансийском округе ши­ роко рекламировались стилизованные ансамбли «Хорам» и «Миснэ», представ­ лявшие будто бы народное творчество ханты и манси. В ансамбле «Миснэ». например, поют мою песню «Миснэ». Свидетельствую: понять что-нибудь не­ возможно, поют то ли как ненцы, то ли на старославянском языке, то ли на мар­ сианском. Ведь выступать-то им прихо­ дится не перед мансийскими тружени­ ками, а на столичных сценах, а то и за­ рубежных. А там кто разберется? Совсем как в мансийской сказке. Шел Мирсуснэхум по лесу. Лес с зеле­ ными иголками стонал от зычного кри­ ка: «Пу-у-гу! Пу-у-гу! Корха!» — Кто это? — спросил удивленный Мирсуснэхум. — Это я! — раздался голос с вершины высокого дерева. На вершине дерева сидела черная птица, а пыталась петь голосом пестрого филина: Я филин — звонкий голос, Сижу на высоком дереве и пою. Я звонче всякой птицы... — Разве птица, сама себя расхвали­ вающая, сильная птица? —■А почему бы и нет! — ответила та сверху. — А почему ты поешь чужим голо­ сом? — Все сейчас кричат чужим голосом. Время такое. Посмотрел Мирсуснэхум вверх и ви­ дит — на вершине дерева сидит не муд­ рый филин, а ворон, и пытается гугу- кать, как мудрый филин. Я пытался бороться с подобными пере­ вертышами. но нужна поддержка. Во всем Ханты-Мансийске владеют мансий­ ским языком всего несколько человек. И потому долгое время не говорило ра­ дио на мансийском языке, не выходила газета. (В настоящее время выходит не­ большое приложение к окружной газете. Настоящей газеты пока нет.) Из двадцати девяти национальных школ округа (хантыйских и мансий­ ских) родной язык преподается только в двадцати одной, причем долгие годы не преподавался вообще. Говорят, нет учи­ телей. Но и откуда им быть, если на ф а­ культете народов Севера Ленинградского пединститута преподает мансийский язык Д. В. Герасимова, практически не владеющая им? Не раз обращалась наша интеллигенция в бывшее Министерство просвещения РСФСР и в газеты, но на­ ходились «добряки», рьяно защищавшие эту «мансийку», которая с рыбаками -иф охотниками манси говорит по-русски, а студентов учит мансийскому языку. Говорят — нет кадров. А ведь у манси, насчитывающих около восьми тысяч че­ ловек, — семь кандидатов филологиче­ ских наук. Почему они живут не в окру­ ге? Допустим, для Евдокии Ивановны Ромбандеевой, нашего крупнейшего уче- ного-филолога, Института языковедения в Ханты-Мансийске, конечно, не постро­ ить. Но вот другой пример. В Горно-Ал­ тайске уже многие годы работает канди­ дат филологических наук Анастасия Ильинична Сайнахова. Занималась на­ учной работой по фольклору, языку манси. И учебники для мансийских ре­ бятишек пишет. Все это, разумеется, в нерабочее время. Почему такому специа­ листу не создать условия в Ханты-Ман­ сийске? Не выходит у нас настоящая газета на мансийском языке. Анастасия Ильинична и там могла бы работать, и в окружном отделе народного образова­ ния, и окружном Доме творчества на­ родностей Севера. А желание у нее вер­ нуться есть. Неоднократно мы, национальная ин­ теллигенция, ставили в окрисполкоме вопрос о возвращении наших высоко­ квалифицированных специалистов в ок­ руг. Слышим один ответ: нет квартир! Почему для коренных северян находят квартиры и Москва, и Ленинград, и Гор­ но-Алтайск! Почему в Ханты-Мансийске им нет достойного жилья? И неудиви­ тельно, что на пустое место выплывают так называемые «представители малого народа», которые, кроме крика о своем происхождении, ничего не могут дать ни стране, ни своему краю?! Часто ссылаются на нехватку учебни­ ков для северных школ. Это неправда! Ленинградское отделение издательства «Просвещение» ежегодно издает десятки красочных букварей, учебников на язы­ ках ханты, манси, чукчей, эвенков, эве­ нов. Даже есть уже учебник для юкаги­ ров, которых насчитывается немногим более шестисот человек. Но тиражи не в первый уже раз где-то исчезают. В начале шестидесятых годов это же издательство издало мою книжку стихов на мансийском языке «Детям мансийских селений». Книга исчезла вообще. Пропала, и следов я так и не нашел. Послали, видно, на Таймыр, или на Чукотку, или на Кольский полуост­ ров. Для чиновников-«североведов» на­ роды Севера все на одно лицо. Но есть надежда на добрые перемены. В Ханты-Мансийском национальном педучилище, где уже второй год дирек­ тором работает Зинаида Павловна Тю- менцева (сейчас она заведует окроно), предпринимаются героические усилия по подготовке национальных кадров. И ей необходима помощь. Не раз я обращался к председателю Ханты-Мансийского окрисполкома Ана­ толию Константиновичу Ушакову (ныне заведующему отделом народностей Севе­ ра облисполкома) по вопросам культуры, жизни, быта. И письменно, и устно. Многое осталось попросту без ответа. А кое-где оказывается противодействие, .особенно это касается строительства му-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2