Сибирские огни № 009 - 1990
конечные, как шлемы. У других плос кие... У всех разные головы, разные лица, глаза, носы, рты. Выше всех се миголовый, семилицый. А за капищем, в сторонке стоит восьмой. Самсай — его имя. Стоит в тени, как притаившийся наблюдатель, смотрит. Сотворил эти деревянные скульптуры Геннадий Райшев. Наш хантыйский ху дожник. Помогал ему рубить их Леонид Юдин, методист Дома творчества народ ностей Севера. А капище возвел Вла димир Володин, молодой художник, знающий, что такое традиция. Это бы ли первые экспонаты музея-заповедника Торум-маа (Небесная земля). К ноябрю 1987 года на одном холме появилось уже целое стойбище. Летняя изба, три из бушки на курьих ножках, коптильня, хлебная печь. Избу с древним камель ком-чувалом, с бревенчатой крышей, из- под которой выглядывают береста, едва удалось сохранить. «Первопроходцы» Севера срывают бревна с таких изб, рас тапливают чувал и часто оставляют пос ле себя пепелище. Сколько таких сож женных изб, деревень? Я помню не только их экзотические названия: Лю- ликары, Резимово, Самотнел... Трудно представить, ведь это же не война, не нашествие врагов, но дома горят и стой бища исчезают. Когда началось время «бесперспектив ных» деревень, то люди вынуждены были переселяться в селения, где есть школа, магазин. Первое время брошен ные юрты на живописных берегах Сосьвы служили как бы дачами. Летом, после окончания учебного года, пере езжали сюда семьями. Рыбачили, жили жизнью предков, своей жизнью, стара ясь как бы остановить время, найти со гласие с природой, с самим собой. Но остановить время было уже невозмож но. Вслед за геологами, разведчиками, пришли эксплуатационники, строители газопроводов, нефтепроводов. Наших деревень после них, конечно, не оста лось. Окружной комитет КПСС, окружной исполком приняли решение о создании этнографического парка-музея под от крытым небом, музея югорского искус ства и его филиалов на местах. Что мы можем сделать сегодня? Собирать песни, сказки, легенды. При нять все меры к их изданию, работать с фольклорными ансамблями. В нацио нальных поселках создать этнографи ческие музеи, О первых шагах уже можно расска зать. В Угуте начал действовать музей, созданный энтузиастом Бахлыковым. Много сил, энергии, таланта потратил самодеятельный хантыйский художник Митрофан Алексеевич Тебетев на со здание музея в Шерколах. И архитектурно-этнографическому му зею-заповеднику на ханты-мансийских холмах уже сейчас нужна помощь. Нет штатов не только для экскурсоводов, научных сотрудников, но и для сторо жей. И никто не спешит решать эти вопросы. Утешает лишь то, что люди идут. По триста, четыреста ^ л ^ в е ^ ,Ц ^Эн вает в день. Хочется надеяться, что перестройка сломает привычные инструкции и этно графический музей «Торум-маа» полу чит все права для нормальной жизни. И такой вопрос возник в самом нача ле — почему бы тем, кому дорого уни кальное искусство народностей Севера, их прошлое, настоящее, будущее, кто хо чет приня > активное участие в строи тельстве этнографического музея-запо ведника «Торум-маа», не создать «Фонд музея-заповедника»? Наконец, такой фонд был создан (счет № 14215 в Пром стройбанке г. Ханты-Мансийска). Нема ло энтузиастов поддержало нас. Среди них и рядовые труженики, и руководи тели крупных предприятий нашего ок руга. В начале весны в разных районах Крайнего Севера отмечаются националь ные праздники, связанные с окончани ем зимнего охотничьего сезона, с пере гоном оленей на летние пастбища. На праздник люди приезжают целыми семьями в нарядной одежде, выполнен ной в «зверином стиле». В красный, синий, зеленый и желтый цвета расписаны легкие скользящие нарты. Упряжь расшита бисером, деко рирована костяными гравированными пластинами, красными и синими шер стяными кисточками, металлическими бляхами, меховыми помпонами. В цент ре этого праздника всегда оленьи бега — гонки на оленьих упряжках... Красочности этого зрелища в значи тельной степени способствуют расши тые бисером нарядные костюмы, кисы, пояса. К сожалению, подобной одежды даже у оленеводов становится все меньше и меньше... На Севере я не раз замечал некомпе тентность руководителей в вопросах хо зяйственной и культурной жизни корен ных северян. Да, в добыче нефти, газа они разбираются неплохо. Но ведь эта земля может давать и деликатесную рыбу, мех, ягоды, лес... Особенно остро стоит вопрос с кадрами, занимающими ся культурой. Они не знают языка, не разбираются в обычаях, традициях, на родных игрищах... Компетентен ли был в вопросах культуры ханты и манси Н. И. Букшан, бывший заведующий ок ружной культурой? Приехал из Молда вии на шабашку, а стал заведующим. Ясно одно: пока работают такие культ работники, все добрые постановления о народностях Севера будут недействен ны. Вот. что пишет из таежного поселка Варьеган Василий Соболевич Айваседа, бывший руководитель самодеятельного ансамбля «Пяшитэ», ныне председатель кооператива «Рассвет»: «У меня был ансамбль «Пяшитэ» из взрослых. Мы только начали, и были наши номера еще пробные... Мы не по казали еще, на что способны. Но нас остановили... Герберы, Будняцкие (Гер бер — зам. зав. отделом областного уп равления культуры; Будняцкий — быв ший директор ханты-мансийского на учно-методического,,,центра народного творчества и культпросветработы), ко,то-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2