Сибирские огни № 009 - 1990

конечные, как шлемы. У других плос­ кие... У всех разные головы, разные лица, глаза, носы, рты. Выше всех се­ миголовый, семилицый. А за капищем, в сторонке стоит восьмой. Самсай — его имя. Стоит в тени, как притаившийся наблюдатель, смотрит. Сотворил эти деревянные скульптуры Геннадий Райшев. Наш хантыйский ху­ дожник. Помогал ему рубить их Леонид Юдин, методист Дома творчества народ­ ностей Севера. А капище возвел Вла­ димир Володин, молодой художник, знающий, что такое традиция. Это бы­ ли первые экспонаты музея-заповедника Торум-маа (Небесная земля). К ноябрю 1987 года на одном холме появилось уже целое стойбище. Летняя изба, три из­ бушки на курьих ножках, коптильня, хлебная печь. Избу с древним камель­ ком-чувалом, с бревенчатой крышей, из- под которой выглядывают береста, едва удалось сохранить. «Первопроходцы» Севера срывают бревна с таких изб, рас­ тапливают чувал и часто оставляют пос­ ле себя пепелище. Сколько таких сож­ женных изб, деревень? Я помню не только их экзотические названия: Лю- ликары, Резимово, Самотнел... Трудно представить, ведь это же не война, не нашествие врагов, но дома горят и стой­ бища исчезают. Когда началось время «бесперспектив­ ных» деревень, то люди вынуждены были переселяться в селения, где есть школа, магазин. Первое время брошен­ ные юрты на живописных берегах Сосьвы служили как бы дачами. Летом, после окончания учебного года, пере­ езжали сюда семьями. Рыбачили, жили жизнью предков, своей жизнью, стара­ ясь как бы остановить время, найти со­ гласие с природой, с самим собой. Но остановить время было уже невозмож­ но. Вслед за геологами, разведчиками, пришли эксплуатационники, строители газопроводов, нефтепроводов. Наших деревень после них, конечно, не оста­ лось. Окружной комитет КПСС, окружной исполком приняли решение о создании этнографического парка-музея под от­ крытым небом, музея югорского искус­ ства и его филиалов на местах. Что мы можем сделать сегодня? Собирать песни, сказки, легенды. При­ нять все меры к их изданию, работать с фольклорными ансамблями. В нацио­ нальных поселках создать этнографи­ ческие музеи, О первых шагах уже можно расска­ зать. В Угуте начал действовать музей, созданный энтузиастом Бахлыковым. Много сил, энергии, таланта потратил самодеятельный хантыйский художник Митрофан Алексеевич Тебетев на со­ здание музея в Шерколах. И архитектурно-этнографическому му­ зею-заповеднику на ханты-мансийских холмах уже сейчас нужна помощь. Нет штатов не только для экскурсоводов, научных сотрудников, но и для сторо­ жей. И никто не спешит решать эти вопросы. Утешает лишь то, что люди идут. По триста, четыреста ^ л ^ в е ^ ,Ц ^Эн вает в день. Хочется надеяться, что перестройка сломает привычные инструкции и этно­ графический музей «Торум-маа» полу­ чит все права для нормальной жизни. И такой вопрос возник в самом нача­ ле — почему бы тем, кому дорого уни­ кальное искусство народностей Севера, их прошлое, настоящее, будущее, кто хо­ чет приня > активное участие в строи­ тельстве этнографического музея-запо­ ведника «Торум-маа», не создать «Фонд музея-заповедника»? Наконец, такой фонд был создан (счет № 14215 в Пром­ стройбанке г. Ханты-Мансийска). Нема­ ло энтузиастов поддержало нас. Среди них и рядовые труженики, и руководи­ тели крупных предприятий нашего ок­ руга. В начале весны в разных районах Крайнего Севера отмечаются националь­ ные праздники, связанные с окончани­ ем зимнего охотничьего сезона, с пере­ гоном оленей на летние пастбища. На праздник люди приезжают целыми семьями в нарядной одежде, выполнен­ ной в «зверином стиле». В красный, синий, зеленый и желтый цвета расписаны легкие скользящие нарты. Упряжь расшита бисером, деко­ рирована костяными гравированными пластинами, красными и синими шер­ стяными кисточками, металлическими бляхами, меховыми помпонами. В цент­ ре этого праздника всегда оленьи бега — гонки на оленьих упряжках... Красочности этого зрелища в значи­ тельной степени способствуют расши­ тые бисером нарядные костюмы, кисы, пояса. К сожалению, подобной одежды даже у оленеводов становится все меньше и меньше... На Севере я не раз замечал некомпе­ тентность руководителей в вопросах хо­ зяйственной и культурной жизни корен­ ных северян. Да, в добыче нефти, газа они разбираются неплохо. Но ведь эта земля может давать и деликатесную рыбу, мех, ягоды, лес... Особенно остро стоит вопрос с кадрами, занимающими­ ся культурой. Они не знают языка, не разбираются в обычаях, традициях, на­ родных игрищах... Компетентен ли был в вопросах культуры ханты и манси Н. И. Букшан, бывший заведующий ок­ ружной культурой? Приехал из Молда­ вии на шабашку, а стал заведующим. Ясно одно: пока работают такие культ­ работники, все добрые постановления о народностях Севера будут недействен­ ны. Вот. что пишет из таежного поселка Варьеган Василий Соболевич Айваседа, бывший руководитель самодеятельного ансамбля «Пяшитэ», ныне председатель кооператива «Рассвет»: «У меня был ансамбль «Пяшитэ» из взрослых. Мы только начали, и были наши номера еще пробные... Мы не по­ казали еще, на что способны. Но нас остановили... Герберы, Будняцкие (Гер­ бер — зам. зав. отделом областного уп­ равления культуры; Будняцкий — быв­ ший директор ханты-мансийского на­ учно-методического,,,центра народного творчества и культпросветработы), ко,то-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2