Сибирские огни № 009 - 1990

ция, состоящая из произведений при­ кладного искусства. Демонстрируются уникальные пред­ меты национальной одежды и обуви ханты и манси, украшения из бисера, музыкальные инструменты — всего свы­ ше двухсот образцов. Можно увидеть накосники (вспомним «сайгатинского бо­ гатыря», захороненного в тринадцатом веке). Здесь и нагрудники из бисера, бубны, изделия из корня кедра, выпол­ ненные неизвестными мастерами, и ра­ боты умельцев — наших современни­ ков. А тревог немало. Нужна научная база, нужен научный центр по изуче­ нию и развитию национальной культу­ ры. Первые шаги в изучении песенного, музыкального фольклора проводит ОД ТНС совместно с Новосибирской консер­ ваторией. Подготовлен к печати сборник наигрышей на нарсьюхе (музыкальный инструмент с пятью струнами-жилами, напоминающий лодку), комплектуется серия пластинок «Музыкальное насле­ дие ханты и манси, ненцев». В сотрудни­ честве с учеными Эстонской ССР гото­ вится к изданию «Живая этнография ханты и манси». Но, к сожалению, пока не нашелся из­ датель-энтузиаст. Силами нашего Дома творчества запланирована подготовка к изданию томов хантыйского и мансий­ ского фольклора в 60-томном собрании фольклора народов Сибири, осуществля­ емом Сибирским отделением АН СССР. Сказки, легенды, мифы, мудрое слово «медвежьих игрищ», представляющих собой, в сущности, своеобразный на­ родный театр,— полных, научных изда­ ний всего этого нет. А вот за рубежом есть. С середины прошлого века на Об­ ском Севере побывали венгерские, фин­ ские, немецкие ученые. Они сделали уникальные записи. И все это издано в Венгрии, Финляндии на языке оригина­ ла, а также на венгерском и немецком. Некоторые мансийские и хантыйские диалекты исчезли. И сегодня мы можем познакомиться с ними лишь благодаря этим бесценным источникам. У нас нет ни научных учреждений, ни институтов. У ханты на сегодняшний день нет ни одного кандидата филологи­ ческих наук, и поэтому эту нелегкую ра­ боту мы можем сдвинуть с мертвой точ­ ки только силами окружного Дома на­ родного творчества, в котором есть на­ стоящие энтузиасты. Самим северянам надо формировать и общественное мнение, развивать уни­ кальное, непростое искусство Севера. Другой больной вопрос — отсутствие национальных кадров. Он не раз рас­ сматривался в окрисполкоме. Указыва­ лось на низкий уровень работы, и при­ нято постановление о разработке комп­ лексных программ по подбору, подготов­ ке и воспитанию кадрсз коренной на­ циональности на 12-ю пятилетку и до 2000 года. Эту работу приходится вести в тяжелых условиях, когда застойные явления прошедших лет проросли неве­ рием, апатией и иждивенческими наст­ роениями в среде молодежи, А нередко представителей национальной интелли- ! •^га>яг поят генции сталкивают лбами, стравливают. И не гнушаются средствами, вплоть до оплаты незаслуженной зарплаты. Созда­ ют видимость борьбы, разделяя и рас­ пыляя наши скудные творческие силы. Много дали нам первые русские учи­ теля, посланцы ленинского призыва. Однако в последнее время произошли некоторые странные метаморфозы. Быть тихим, подпевающим — значит быть хо­ рошим, чуть ли не интеллигентным. А ведь в работе нужна дерзость. Все самое значительное рождено дерзанием. Искать новое слово, новые грани и де­ ла — пробовать, рисковать. Нет поиска без риска. Нет риска по инструкции. Есть риск по высокому чувству ответст­ венности за порученное дело: «Вопрос не в том — сохранить или нет самобытнейшую культуру северных народов, а в том, как это лучше сде­ лать в условиях тенденции к интерна­ ционализации культур», — писал ака­ демик А. П. Окладников. Наша задача — задача первоочеред­ ная: сохранение эталона югорского ис­ кусства с его «звериным стилем», при­ шедшим с времен не только скифской, но и шумерской цивилизации. И этому способствовал естественный холодиль­ ник тайги и тундры, заморозивший культуру обских угров по крайней мере на две тысячи лет. Я стою на семи холмах. Вернее, на одном из них. Рядом — вековые кедры. Внизу Ханты-Мансийск. Город не город, деревня не деревня, а все же столица. Столица Ханты-Мансийского автоном­ ного округа. Семь кедровых холмов — семь сказок, семь загадок. У каждого холма, сказывают старые манси и хан­ ты, был когда-то свой дух предка, свой покровитель. И гимн у каждого свой. И музыка. Музыка, похожая на орна­ мент меховой одежды. Меховую одежду в Ханты-Мансийске можно встретить разве только в музее. Кедры же сохра­ нились. Вьется дымок над избой. Изба стоит посреди поляны. Под кедрами — навес для копчения рыбы. У каждой избушки свое предназначение. В одних хранили промысловые припасы, в дру­ гих одежду, в третьих... Вот одна из­ бушка. Особенная. Почернела от време­ ни. У каждого времени свои законы. По законам хантыйского времени в этой экзотической избушке хранились кости медвежьих голов, «низведенных», ли­ шенных жизни охотниками. По по­ верьям древних, нельзя ничего выбра­ сывать. Даже кости лишенных жизни зверей. Каждая сбереженная косточка — начало новой жизни. Все в природе воз­ рождается, если относиться ко всему с почтением, бережно. Опыт экологиче­ ского воспитания народностей Севера ждет своих исследователей. Загадочно смотрят семь идолов на кострище перед капищем. Капище при­ таилось под кедром-великаном. Капище белое. И ножка его белая. И лесенка белая. Не успела еще почернеть от вре­ мени, Срубили капище вместе с идолами неДЙЙнб.’Т^1фщйх идолов головы остро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2