Сибирские огни № 009 - 1990
ты, но и чаши, тигли, в которых плэеил - ся металл, формы для отливки топоров, ножей, копий, украшений. Древние жи тели хорошо знали секреты плавильно- но мастерства. В украшениях, напри мер, олова гораздо меньше, чем в ору диях труда. Украшения в основном сде ланы из мягкой меди, а топоры — из твердой бронзы. — Откуда сырье?— спросит кто-то. Археологи утверждают, что сырье для плавки доставлялось с Горного Алтая— это более двух тысяч километров. Ка мень — кварцитовидный песчаник для наконечников стрел, дротиков — с вер ховьев Кети, а точильные бруски для обработки древков стрел и ножей — из района реки Анжерки. Так что у ханты и манси были широчайшие экономичес кие связи. Можно предположить, что сырье они выменивали на меха. Были найдены в этих местах мастер ские для изготовления глиняной посуды со специальными круговыми очагами для обжига. Конечно, занимались здесь рыболовством и охотой. Но археологи доказали еще одно обстоятельство. Древ ние люди разводили домашних живот ных. Они знали коневодство. В хозяйст ве держали выносливых низкорослых лошадей. И сегодня ханты и манси не разлучи лись с конем. Культ коня высок. Мир- суснэхум, всевидящий дух, скачет на белом коне. Многие мотивы «медвежье го игрища» можно встретить не только на Алтае, но и в фольклоре народов стран Азии, Ирана, Ближнего Востока. Летом 1988 года археологический от ряд Московского государственного уни верситета на территории Ханты-Ман сийского округа нашел клад — 92 брон зовые отливки. Загадочные звери с оскаленными па стями, поджатыми лапами, вытянутыми туловищами. Собака или рысь, волк или бобер? Сразу не скажешь, кого изобра зил древний мастер, не проявлявший никакого интереса к реальным формам. Как считает Вадим Старков, руково дитель раскопок, эти фигурки, проле жавшие в земле более двух тысяч лет, не украшения, а произведения ритуаль ного искусства. Эти фигурки, поражаю щие нарочитым схематизмом, изобража ют предка умершего, его тотема. И, как утверждают исследователи, «эти находки показали, что археологи столкнулись в Приобье не с какой-то от даленной ветвью скифского искусства, не с изделиями мастеров, лишь копиру ющих случайно попавшие к ним образ цы, но с высоким и самобытным искус ством». Своеобразное видение мира живет и в современных загадках, орнаменте, над писях на скалах, в пантографическом письме современных манси и ханты. Вот где истоки своеобразного искусства Кон стантина Панкова, северного художни ка, получившего в 1937 году в Париже «Гран-при». Не забыли ли современные художни ки Севера оригинальный опыт, зоркий глаз предков? ц.швн хвмпон Недалеко от Сараннула, где родился Константин Панков, в таежной деревень ке, на берегу той же реки, жил замеча тельный мансийский мастер Петр Шеш- кин. Под его охотничьим ножом дерево пело, оживали в дереве рыбаки, добы вающие рыбу из-под льда, охотники, сдающие шкурки пушистых соболей, оленеводы, пасущие стада оленей, росо махи, волки и рыси, медведи и лоси, фи лины и орлы... Выставка работ художника Геннадия Раишева недавно прошла в Тюмени и Свердловске. Собранные под одной кры шей картинной галереи его картины про изводили ошеломляющее впечатление. Будто попадаешь в храм сказки, где языческая древность причудливо и вы соко соприкасается с современностью. Сказка, мечта, надежда. Надежда на свет, на солнце. И потому, наверное, мно го желтого, золотистого цвета. Экзотические картины Раишева — не модное трюкачество, а естественное про должение художественного взгляда на рода, идущего от «звериного стиля». Каждое его произведение как орнамент — многозвучно, многозначно. Он взгля дом, кистью художника сближает древ ность с современностью, смыкает вре мена, наполняя древний «звериный стиль» современной мыслью, болью, ра достью. Но почему этот замечательный хан тыйский художник не живет в Ханты- Мансийске? Почему он вынужден вот уже более четверти века ютиться в двух комнатушках где-то в Свердловской об ласти? Вообще, следовало бы говорить об уни кальности художественных культур на родностей Севера. Они формировались тысячелетиями в условиях экстремаль ного экологического режима и не имеют аналогов в мире. Изготовление одежды, обуви, посуды было не только утилитарной, но и ду ховной потребностью. Всестороннее раз витие творческого потенциала каждой личности способствовало сохранению этической общности в труднейших кли матических условиях Севера, явилось основным механизмом адаптации и вы живания. Последние же полвека духовное насле дие народностей Севера не просто оцени валось по устоявшимся европейским стандартам, но и искоренялось, как «от сталое и не прогрессивное». Отвергая наш исторический опыт, опыт жизни и творчества в суровых условиях, соци ально-психологические и культурно-эко логические особенности развития севе рян, нас привели на край исчезновения. Но разве пришлым шабашникам, вре менщикам, чиновникам культуры по нять это?! Мы же пытаемся возродить нашу культуру. Рук предивные творенья нынешних мастеров можно видеть в залах окруж ного Дома творчества народностей Севе ра (ОД ТНС). Здесь развернута экспози
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2