Сибирские огни № 009 - 1990

ты, но и чаши, тигли, в которых плэеил - ся металл, формы для отливки топоров, ножей, копий, украшений. Древние жи­ тели хорошо знали секреты плавильно- но мастерства. В украшениях, напри­ мер, олова гораздо меньше, чем в ору­ диях труда. Украшения в основном сде­ ланы из мягкой меди, а топоры — из твердой бронзы. — Откуда сырье?— спросит кто-то. Археологи утверждают, что сырье для плавки доставлялось с Горного Алтая— это более двух тысяч километров. Ка­ мень — кварцитовидный песчаник для наконечников стрел, дротиков — с вер­ ховьев Кети, а точильные бруски для обработки древков стрел и ножей — из района реки Анжерки. Так что у ханты и манси были широчайшие экономичес­ кие связи. Можно предположить, что сырье они выменивали на меха. Были найдены в этих местах мастер­ ские для изготовления глиняной посуды со специальными круговыми очагами для обжига. Конечно, занимались здесь рыболовством и охотой. Но археологи доказали еще одно обстоятельство. Древ­ ние люди разводили домашних живот­ ных. Они знали коневодство. В хозяйст­ ве держали выносливых низкорослых лошадей. И сегодня ханты и манси не разлучи­ лись с конем. Культ коня высок. Мир- суснэхум, всевидящий дух, скачет на белом коне. Многие мотивы «медвежье­ го игрища» можно встретить не только на Алтае, но и в фольклоре народов стран Азии, Ирана, Ближнего Востока. Летом 1988 года археологический от­ ряд Московского государственного уни­ верситета на территории Ханты-Ман­ сийского округа нашел клад — 92 брон­ зовые отливки. Загадочные звери с оскаленными па­ стями, поджатыми лапами, вытянутыми туловищами. Собака или рысь, волк или бобер? Сразу не скажешь, кого изобра­ зил древний мастер, не проявлявший никакого интереса к реальным формам. Как считает Вадим Старков, руково­ дитель раскопок, эти фигурки, проле­ жавшие в земле более двух тысяч лет, не украшения, а произведения ритуаль­ ного искусства. Эти фигурки, поражаю­ щие нарочитым схематизмом, изобража­ ют предка умершего, его тотема. И, как утверждают исследователи, «эти находки показали, что археологи столкнулись в Приобье не с какой-то от­ даленной ветвью скифского искусства, не с изделиями мастеров, лишь копиру­ ющих случайно попавшие к ним образ­ цы, но с высоким и самобытным искус­ ством». Своеобразное видение мира живет и в современных загадках, орнаменте, над­ писях на скалах, в пантографическом письме современных манси и ханты. Вот где истоки своеобразного искусства Кон­ стантина Панкова, северного художни­ ка, получившего в 1937 году в Париже «Гран-при». Не забыли ли современные художни­ ки Севера оригинальный опыт, зоркий глаз предков? ц.швн хвмпон Недалеко от Сараннула, где родился Константин Панков, в таежной деревень­ ке, на берегу той же реки, жил замеча­ тельный мансийский мастер Петр Шеш- кин. Под его охотничьим ножом дерево пело, оживали в дереве рыбаки, добы­ вающие рыбу из-под льда, охотники, сдающие шкурки пушистых соболей, оленеводы, пасущие стада оленей, росо­ махи, волки и рыси, медведи и лоси, фи­ лины и орлы... Выставка работ художника Геннадия Раишева недавно прошла в Тюмени и Свердловске. Собранные под одной кры­ шей картинной галереи его картины про­ изводили ошеломляющее впечатление. Будто попадаешь в храм сказки, где языческая древность причудливо и вы­ соко соприкасается с современностью. Сказка, мечта, надежда. Надежда на свет, на солнце. И потому, наверное, мно­ го желтого, золотистого цвета. Экзотические картины Раишева — не модное трюкачество, а естественное про­ должение художественного взгляда на­ рода, идущего от «звериного стиля». Каждое его произведение как орнамент — многозвучно, многозначно. Он взгля­ дом, кистью художника сближает древ­ ность с современностью, смыкает вре­ мена, наполняя древний «звериный стиль» современной мыслью, болью, ра­ достью. Но почему этот замечательный хан­ тыйский художник не живет в Ханты- Мансийске? Почему он вынужден вот уже более четверти века ютиться в двух комнатушках где-то в Свердловской об­ ласти? Вообще, следовало бы говорить об уни­ кальности художественных культур на­ родностей Севера. Они формировались тысячелетиями в условиях экстремаль­ ного экологического режима и не имеют аналогов в мире. Изготовление одежды, обуви, посуды было не только утилитарной, но и ду­ ховной потребностью. Всестороннее раз­ витие творческого потенциала каждой личности способствовало сохранению этической общности в труднейших кли­ матических условиях Севера, явилось основным механизмом адаптации и вы­ живания. Последние же полвека духовное насле­ дие народностей Севера не просто оцени­ валось по устоявшимся европейским стандартам, но и искоренялось, как «от­ сталое и не прогрессивное». Отвергая наш исторический опыт, опыт жизни и творчества в суровых условиях, соци­ ально-психологические и культурно-эко­ логические особенности развития севе­ рян, нас привели на край исчезновения. Но разве пришлым шабашникам, вре­ менщикам, чиновникам культуры по­ нять это?! Мы же пытаемся возродить нашу культуру. Рук предивные творенья нынешних мастеров можно видеть в залах окруж­ ного Дома творчества народностей Севе­ ра (ОД ТНС). Здесь развернута экспози

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2