Сибирские огни № 009 - 1990

которых когда-то «низвел» охотник. Перед чумом костер. Над костром большой чугунный котел, в котором ва­ рится мясо «Медвежьей Головы». По­ среди поляны стоит идол. Одно лицо его повернуто на чум, другое лицо — на огонь. Двуликий идол, кажется, посмат­ ривает на всех, кто пришел на «мед­ вежье игрище». Рядом с идолом столик. На столике «сидит» «Медвежья Голова». На глазах — монеты, на ушах — серьги. Торчат лапы с когтищами — матерый был, вид­ но, хозяин тайги. Перед мз'жской «Голо­ вой» раньше плясали четыре ночи и че­ тыре дня. Перед женской — три дня и три ночи. Окуривали «Медвежью Голо­ ву» чагой, обрызгивали водой, омывали, целовали, кланялись ей, извинялись, очищались пляской, песней, весельем... ...Вот выходят трое в бухарских хала­ тах, в остороконечных шапках. Взяв­ шись за руки, поднимая и опуская их в такт музыке, поют «Песню, спущенную с неба». В ней говорится о том, что мед­ ведь не всегда был зверем. Предком Че­ ловека был. По мифам, которые помнят только самые мудрые: он спустился на Землю с Неба. Хотел быть Творцом, Строителем, Созидателем. На Земле много соблазнов, и за ошиб­ ки был превращен в зверя. Но люди помнят, что он спустился на Землю не зверем: Человеком был, Братом был. За­ чем убивать брата? И если это случи­ лось, то чисто случайно. И потому перед низведенным братом — «Медвежьей Го­ ловой», посаженным на «священный стол»,— извиняются пляской, песней, слезами горести, весельем радости, ис­ кусства. И во всей этой игре раскрыва­ ется сложность натуры человека — его высокое и низкое начало, его способ­ ность перекладывать вину на других: «Не я тебя убил. Убило тебя ружье. Ру­ жье сделали на заводе. Завод построил... русский!» Песню-откровение вместе с двумя дру­ гими пел Петр Иванович Юхлымов, ры­ бак-охотник из таежного селенья Полно­ ват. А вот в огненном танце со стрелка­ ми кружится Семен Иванович Юхлы­ мов, плотник из города Белоярска. Стре­ лы летают мимо щек, носа, глаз, вьются вокруг тела, сверкают молниями. На ли­ це его не только капельки пота, но и крови. Сказочно ходит в танце Лельхов, по­ томственный рыбак из обской деревуш­ ки Пашторы. Звучит хантыйский пяти­ струнный нареьюх в мастерских руках Владимира Леонидовича Юдина. Ольга Семеновна Тихонова со своими внуками Сережей и Мариной на ман­ сийском тумране заставляют оленью косточку сказочно петь дрожащими, нежными голосами. Этот своеобразный женский губной инструмент совсем было забыли. А вот мансийский многострун­ ный журавль-арфа на фестивале не зву­ чал. Исполнителей уже не нашли. Уникальность югорского искусства ни у кого не вызывает сомнения. Удастся ли сохранить эту уникальность? Про­ шедший фестиваль вызвал и у много­ численных гостей грустные мысли о «красивом прощании» с высоким искус­ ством, пришедшим из глубин тысячеле­ тий (по замечанию критика Андрея Туркова). Фестиваль выявил запущенность ра­ боты по развитию национального твор­ чества. Фольклор был представлен толь­ ко старшим поколением. Молодежь не подхватила эстафету: нить преемствен­ ности вот-вот порвется. И, возможно, навсегда. Впрочем, совсем недавно мало кто проводил специальную работу по подго­ товке к фестивалю. Руководители куль­ туры на местах просто брали первых попавшихся на глаза—«поющих, пляшу­ щих звериные песни и танцы» — и на сцену. И это сплошь и рядом выдавалось за кропотливую работу. Хорошо, если те исполнители были истинно талантливы. А если нет? Значит, истинное искусство оставалось в стороне. Своеобразная под­ мена, приписка, иначе не назовешь. Чисты и светлы родники югорского искусства и в Нижневартовском, и в Сургутском районах. Именно здесь до­ бывается большая нефть страны. Поче­ му же райотделы культуры менее все­ го озабочены сохранностью националь­ ных духовных богатств? Мало кто знает, что на этой земле из­ древле существовали не только добрые пословицы и поговорки, но и глубочай­ шие заповеди доброго отношения к Зем­ ле, Тайге, Воде. Все это бытует широко и сегодня, правда, уже на берегах глу­ хих таежных и тундровых речек. Недавно близ Сургута археологи от­ крыли так называемого «сайгатинского богатыря». Эта находка говорит о суще­ ствовании в хантыйском обществе высо­ кой культуры. Богатырь был похоронен с боевым снаряжением: лук, стрелы, меч, два ножа. На одежде — амулеты, украшения. На глазах — серебряная фольга. Был такой ритуал — класть умершим на глаза серебро. Среди про­ чих вещей был накосник. Хантыйские и мансийские легенды, рассказывая о бо­ гатырях, всегда подчеркивали, что ими были «косатые», т. е. с волосами, запле­ тенными в косы. В ногах богатыря лежал камень. Уважаемым, именитым челове­ ком был умерший, если к его ногам по­ ложили камень, привезенный издалека, потому что поблизости таких камней не было. «Сайгатинский богатырь» подтвержда­ ет мнение ученых, что на ханты-ман- сийском Севере жил народ не только вы­ сокой культуры, но и обладавший осо­ бенными знаниями, умевший говорить на тайном языке с огнем: это был народ металлургов, ювелиров, истинных ма­ стеров «звериного стиля». У манси и ханты этот стиль живет и поныне в ор­ наментах одежды, утвари, не имеющих аналогов в прикладном искусстве совре­ менных цивилизованных народов. Раньше считалось, что традиционны­ ми у древних людей были охота и ры­ боловство, а орудия из бронзы проника- 'лй 1е'ним юга. Но археологи при рас­ копках нашли не только сами предме

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2