Сибирские огни № 009 - 1990
□ЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА НАРОДЫ СИБИРИ экология, КНЛЬТЫРА, ЭКОНОМИКА Юван ШЕСТАЛОВ МУЗЕЮ «ТОРУМ-МАА»' - БЫТЬ! Д едушка сидел у огня и что-то ма стерил. В руках у него играл уз кий нож, который называется «сех- ри». Это шаманский нож, я знаю. Нож- хирург. Если заболит живот, этим ост рым узким ножом шаман выгоняет боль. Так говорила бабушка. Это нож- художник. Асьойка неторопливо водит им по гладкому кедровому черенку, вы резая глубокие причудливые узоры — — орнамент. Каждый орнамент — это целая история, отдельный рассказ. О чем? Об охоте, рыбалке, лосе, медведе, лягушке. Эти знаки называются еще «тамга». Тамга — знак руки, родовой знак. Вырезал дедушка орнамент, ра стопил олово на огне, и эти причудли вые узоры стал заливать горячим метал лом. Когда олово остыло, Асьойка осто рожно убрал выпуклости. Протерев тряпкой черенок, он стал его чернить сырой сажей... Вот и готов черенок для ножа... Я удивлялся мастерству дедушки. Все считали Асьойку слепым. И правда, он плохо видит. Когда идет по лесу — я иду впереди, трость его держу. А вот когда он что-то мастерит, будто все ви дит. Пальцы у него, словно зрячие, ша манские. Раньше дедушку считали ша- маном-художником. Он вышивал свя щенный ковер для жертвенной лошади. В эти дни дедушка был не такой, как всегда. Ему нельзя ни пить вино, ни есть жирное мясо. Зато в эти дни к не му сходило вдохновение. И он вышивал на ковре такие волшебные узоры, каких никто еще не видел, каким удивились бы даже сами боги... А теперь вот сде лал обыкновенный нож. Но мне он ка жется необыкновенным, потому что че- ' Т о р у м-м а а—высокая земля, небесная земля, священная земля (на манси и ханты). ренок его — говорящий. Я слышу его голос: Человек рождается, чтобы оставлять след. Добрый его след, как звездный путь. Думаю, не только из.за отсутствия клу бов и домов культуры стало глохнуть своеобразное искусство народностей Се вера. Мы живем на древней Югорской зем ле. Земле нефтяной, земле газо вой, земле строителей трубопро водов и новых городов. Нашу землю иногда называют землей первопроход цев. Это не совсем так. И у нашего Се вера есть своя история. Всякая история жива памятью. Памятью, которая не только в учебниках, но и в самом наро де, его песнях, легендах, национальных промыслах, в музыкальных инструмен тах, искусстве и быте, в деревянных из бах, лабазах, капищах... Под морозными звездами, в ледяной стуже, в комарином звоне наши север ные народы создали уникальные па мятники культуры, возраст которых — четыре-пять тысячелетий. Корни этого искусства живы и сегодня, живы и ма стера. Этих мастеров мы знаем в лицо, мы хотим передать их искусство буду щим поколениям. Летом 1988 года в Москве состоялся первый Международный «фольклорный фестиваль. В нем приняли участие и ханты-мансийцы. Рыбаки, охотники, приехавшие из глухих таежных селе ний, разыграли «Медвежье игрище». ...Лес. Берег озера. На полянке меж ду лесом и озером стоит чум. В чуме, как в любом чуме оленевода: и оленьи шку ры, и меховая одежда с причудливыми узорами, и охотничьи принадлежности, среди которых выделяется пояс с костя ной пороховницей и зубьями медведей,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2