Сибирские огни № 009 - 1990

□ЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА НАРОДЫ СИБИРИ экология, КНЛЬТЫРА, ЭКОНОМИКА Юван ШЕСТАЛОВ МУЗЕЮ «ТОРУМ-МАА»' - БЫТЬ! Д едушка сидел у огня и что-то ма­ стерил. В руках у него играл уз­ кий нож, который называется «сех- ри». Это шаманский нож, я знаю. Нож- хирург. Если заболит живот, этим ост­ рым узким ножом шаман выгоняет боль. Так говорила бабушка. Это нож- художник. Асьойка неторопливо водит им по гладкому кедровому черенку, вы­ резая глубокие причудливые узоры — — орнамент. Каждый орнамент — это целая история, отдельный рассказ. О чем? Об охоте, рыбалке, лосе, медведе, лягушке. Эти знаки называются еще «тамга». Тамга — знак руки, родовой знак. Вырезал дедушка орнамент, ра­ стопил олово на огне, и эти причудли­ вые узоры стал заливать горячим метал­ лом. Когда олово остыло, Асьойка осто­ рожно убрал выпуклости. Протерев тряпкой черенок, он стал его чернить сырой сажей... Вот и готов черенок для ножа... Я удивлялся мастерству дедушки. Все считали Асьойку слепым. И правда, он плохо видит. Когда идет по лесу — я иду впереди, трость его держу. А вот когда он что-то мастерит, будто все ви­ дит. Пальцы у него, словно зрячие, ша­ манские. Раньше дедушку считали ша- маном-художником. Он вышивал свя­ щенный ковер для жертвенной лошади. В эти дни дедушка был не такой, как всегда. Ему нельзя ни пить вино, ни есть жирное мясо. Зато в эти дни к не­ му сходило вдохновение. И он вышивал на ковре такие волшебные узоры, каких никто еще не видел, каким удивились бы даже сами боги... А теперь вот сде­ лал обыкновенный нож. Но мне он ка­ жется необыкновенным, потому что че- ' Т о р у м-м а а—высокая земля, небесная земля, священная земля (на манси и ханты). ренок его — говорящий. Я слышу его голос: Человек рождается, чтобы оставлять след. Добрый его след, как звездный путь. Думаю, не только из.за отсутствия клу­ бов и домов культуры стало глохнуть своеобразное искусство народностей Се­ вера. Мы живем на древней Югорской зем­ ле. Земле нефтяной, земле газо­ вой, земле строителей трубопро­ водов и новых городов. Нашу землю иногда называют землей первопроход­ цев. Это не совсем так. И у нашего Се­ вера есть своя история. Всякая история жива памятью. Памятью, которая не только в учебниках, но и в самом наро­ де, его песнях, легендах, национальных промыслах, в музыкальных инструмен­ тах, искусстве и быте, в деревянных из­ бах, лабазах, капищах... Под морозными звездами, в ледяной стуже, в комарином звоне наши север­ ные народы создали уникальные па­ мятники культуры, возраст которых — четыре-пять тысячелетий. Корни этого искусства живы и сегодня, живы и ма­ стера. Этих мастеров мы знаем в лицо, мы хотим передать их искусство буду­ щим поколениям. Летом 1988 года в Москве состоялся первый Международный «фольклорный фестиваль. В нем приняли участие и ханты-мансийцы. Рыбаки, охотники, приехавшие из глухих таежных селе­ ний, разыграли «Медвежье игрище». ...Лес. Берег озера. На полянке меж­ ду лесом и озером стоит чум. В чуме, как в любом чуме оленевода: и оленьи шку­ ры, и меховая одежда с причудливыми узорами, и охотничьи принадлежности, среди которых выделяется пояс с костя­ ной пороховницей и зубьями медведей,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2