Сибирские огни № 009 - 1990
чения в народном самолюбии, осмелиться считать казака в Америко- Азийском проливе предтечею мореходца, которому морская история там завещала неоспоримое бессмертие имени. Г л а в а VII ЗАКОНЫ 1. Соборное Уложение. 2. Продолжение законодательства для Сибири. 3. Оглядки на зады Сибири. 1. Среди завоеваний и утрат, среди бедствий и успехов, протекло больше, чем полвека, как держава России укореняется в Сибири и, укореняясь, расширяется. Много пало храбрых, редкий в Сибири го род или острог основался не на кости русской; много пало и инопле менников неприязненных. Прошла мимо истории колония смелых, до первого самозванца в Сибирь явившихся; исчезли с лица степей, по тому же закону кратковременности, старейшины хищных орд, втор гавшиеся в нашу неопытную, прозрачную границу. Поколения их стихли, поколения внутренних крамольников свыклись с порядком непобедимым, а между тем приливы русских продолжались по назна чению и по воле. При городах и острогах чередились предместья, в полях, где текут воды, росли деревни. И русские, и племена подвла стные начинали считать себя принадлежащими к одной великой семье. Кстати, как бы для скрепы сего союза и для счастия всей стра ны, славный преемник царя Михаила, сын и законодатель, обнародо вал (10) в 1650 г. в Сибири и на Ееликой реке Лене Соборное Уложе ние для поступления по нему в суде и расправе. В этом творении муд рости и опытности русских веков изложены священные обязанности к Богу в вере, к царю в преданности, также изложены права и обя занности всех состояний в общежитии. Какое благодеяние, какое счастье увидеть вдали от Москвы каждому русскому себя, свою семью, свой труд, свою собственность, под защитою законов в жизни и по смерти! В стране, зарождающейся из многочисленных зародышей, хотя зародыши сии и не были еще мыслящи, не радостно ли пре дусматривать сложение будущей съединенной жизни, жизни небы валой. Подобные предощущения, без сомнения, принадлежали душам уверенным, что все, исходившее за именем и печатью царя, должно считаться святым, непререкаемым. Может быть, самовидец той эпо хи сетовал, что книга законов, назначенная для народного благоден ствия, быв прислана по одному экземпляру на воеводство, могла ос таваться под спудом воеводы и его письмоводца; но обозревателю истории, знающему влияние письмоводцев и позднее, не всегда при лично быть чутким к подсказу стародавних наслышек, а довольно с него не быть глухим к преданиям неоспоримым. Он считает своим долгом заметить из Уложения особенные статьи, насчет Сибири пос тавленные. На воевод, приказных и служилых людей, в Сибири находящихся (гл. X, 14), давать суд не прежде, как по окончании службы их в Си бири и по возврате в Москву. Кроме воевод, приказных и служилых, дозволяется (XXI, 117) всякому покупать в Сибири и вывозить в Рос сию татар взрослых и малолетних. За проезжие грамоты (XVIII, 47) не брать печатных пошлин с сибирских служилых, с посадских и па шенных крестьян, потому что места дальние, да и приезжают в Мос кву временно. Если истец или ответчик будет (XX, 109) ссылаться в своей правде на сибирские города, то не посылать за справками, а ре шить дело по открывшимся обстоятельствам. Из всего видно: а) что Уложение, за отсутствием высшего в Си бири судилища, где бы рассматривалосаяяоведенйе должностных лиц,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2