Сибирские огни № 008 - 1990
сибирских воевод со всеми бумагами канцелярии, этот год по край ней мере достопамятен тем, что по распоряжению московского пат риарха Филарета, в благодарение Всевышнему, даровавшему на следника престола, царевича Алексея, и в ознаменование народной радости, Сибирь во все воскресные дни пела весь год молебствия с колокольным звоном. Целый год пели, звонили, молились истинно по-русски и вымолили у Вечной Премудрости Законодателя. Молит ва за Богом не пропадет; пусть и история помнит пословицу рус скую, как истину незабвенную, вечную. Между тем служилые русские, полные упования и духа, перехо дят Енисей, великую реку, так прозванную в царских грамотах, но мы остановимся на четверть часа, дабы оглянуться на следствия прожитого времени и былого управления. Г л а в а IV СЛЕДСТВИЯ 1. Внутренние притеснения. 2. Пограничные тревоги. 1. Местные правители, особливо в отдаленном краю, если изме ряют только силу власти, им вверенной, и утешаются впечатлением страха, легко выступают из мер справедливости и при малом неу довольствии предаются жестокостям, притеснениям, пока не будут смягчены пожертвованиями притесняемых. Корыстолюбие есть спе лый плод неправды, подобно как озлобление, скрытное или вспых нувшее, бывает мздою корыстолюбия. Прожитое время Сибири не скудно примерами. В 1606 и следующем году остяки, совокупно с соседями, намеревались разрушить Березов; в 1608 затевались так называемые бунты — Нарымский и Кетский. В 1616 г. сургутские остяки убили 30 казаков, и все эти преступные дерзости, оглашен ные именем возмущений*, что другое означали, как не болезнен ные припадки отчаяния, как не такие ж сцены, какие П. С. Законов передало о Тарском бунте, в грамоте 7116 лета? Тут государь (7) поставляет на вид новоопределенным в Тару воеводам, что ясачные барабинцы, не стерпя вымогательств и насильств, предместниками их кн. Шаховским и Кайсаровым, равно и низшими подчиненными деланных, вместо первого намерения выжечь Тару с деревнями лучше решились откочевать. Почему приказывается преемникам воевод исследовать поступки предшественников, а бежавших татар обнадежить прощением и льготами. Люди служивые, судя по сло вам летописей того времени, именуют описываемое беспокойство бунтом, а угнетенных бунтовщиками; но, когда Верховный Пра витель прикрывает возмутившихся милостивым воззрением, кого должна судить история? Тех ли, которые, полагаясь на высокое по кровительство, в царских грамотах всегда завещанное подданным, и которые, взнося в казну уреченную дань, не могли только насытить мамону исполнителей, и каких исполнителей! Не уважавших ни ве рования, ни обычаев племени платящего и никогда не подававших ему ни совета, ни наставления в житейском быту? История не одобряет резкого поведения барабинцев, потому что российские государи всегда являлись благосердными к воплям ино родцев, но не может за словом царским и обвинять их. Могло быть даже, что от сведения притесняемых бедняков с намерением скрыва ли отраду правды монаршей. 2. Чему надобно приписывать разорения, опустошения и ист ребления, южными соседями нанесенные Сибири в первой половине периода? Без сомнения, разным причинам, и мы наперед исчислим * У Миллера и Фишера.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2