Сибирские огни № 008 - 1990
Из помянутой параллели, где меньше могло быть столкновений с ордами киргизскими, калмыки, не столько внимательные к намере ниям старшего тайши Урлука, сколько к добычам, начали с 1621 года выступать на степи: Миасскую, Исетскую, Ишимскую, а на Ба- рабинской их же братья бесчинствовали уже с 1607 г. Передовые тол пы, разведав о сибирских городах и острогах, при одном случае пос лали своих выборных в Тюмень с предложением мирного соседства, в то время как Приказ, соскучив расходами угощений и подарков, бесполезно расточавшихся на приемы маловажных азиятцев, за претил тратить казну на подобные лакомства (от 30 октября 1623 г.); и поэтому присланные калмыки были приняты в Тюмени с прене брежением. С сих пор умножились набеги калмыков, вспомоществу- емых еще кучумовцами и ногаями. Через девять лет (в 1632) При каз разрешил обослаться с тайшами, предложить им мирное сосед ство, с неприкосновенностью сибирской границы, также свободу вза имной мены, в противном же случае, как впоследствии прибавлено, отражать силу силою. На сей конец действительно были отправле ны к значащим тайшам гонцы с условиями и подарками. Урлук и другие, будучи довольны частью переговоров и подарков, согласи лись на предложение тем с большим удовольствием, что и не желали ссориться с храбрым соседом, и замышляли откочевать за Яик; но от тайшей, оставшихся по уходе главных, и не меньше от других, ко чевавших к озеру Чанам, наглости продолжались по границе с преж ним неуважением. Сибирь на протяженной границе не знала и не ве дала главы грабителей, потому что Хара-Хула имел отдаленную от Сибири войну с киргизами, войну, в которой, по общей ненависти, потухали внутренние распри ойрадов. Провидению угодно было прикрыть русское насаждение, которое было ч юно и зелено, сосед нею ссорою и потом войною, как благотворным облаком. Не очевид но ли, что оно помавало рассадке христианства, хотя и внешнего, на первых порах? 5. Воздадим же благодарение Богу, что огонь православия к 1629 г. засветился впотьмах кочевой страны от подошвы Урала до Енисея, что Русский дух и Русская жизнь зажглись по всем сторо нам Тобольска от Верхотурья до Тюмени, от Тары до Томска, от Ман- газеи до Кузнецка и от Красноярска до Енисейска. Города, остроги и зимовья явились по большим и вливающимся в них рекам, падаю щим к северу. Конда, Сылва, Обь, Таз, Пясида, Хатанга с низовьем Енисея, Кан, Чулым и Томь осмотрены больше или меньше, и орды везде положены в ясак, силою увещания или оружия, раз навсегда: ибо ясак, однажды взятый, влек за собою вечную обязанность под данства, сколько крат ни изменили бы объясаченные. И за это пра вило Сибирь не щадила своей крови и устояла в правиле. Заселение Сибири равномерно совершалось и в христианском разуме, чрез сооружение часовен, церквей, монастырей и соборных храмов. Общее правило тогдашних русских: где зимовье ясачное, там и крест или впоследствии часовня; где водворение крепостное, там церковь и пушка: ибо среди значительных отрядов, по бла гословению тобольских первосвященников, обыкновенно путешест вовал священнослужитель со святынею. А где город, там правление воеводское, снаряд огнестрельный и монастырь, кроме церкви. За всем тем обыкновенный путь сообщений от Тобольска к водворениям на Енисее лежал по Иртышу, Оби и Кети пустынной, но в летнее время обсаженной черною смородиной, чрез остроги, оз наченные в прежних перечнях линий. Барабинская степь*, от Тары до Чауска разлегшаяся промеж туземных татар, признавших над * По словам о. Иакинфа, Бараба еще до Р. X. отдана была хуннами китайскому полководцу в ленное владение. Желательно бы прочитать не копию с пожалования, а описание урочищ и примет, чтобы согласиться, что королевство Динлин точно Бараба. Бараба нами названа от Барамы — одной татарской волости.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2