Сибирские огни № 008 - 1990
у) Крепко смотреть, чтоб никто и нигде не варил пив, медов и не содеял вина под опасением заказнения посуды и денежного взыска ния с производителей и питухов. ф) Взыскание удвоять и утроять в две последующия поимки, с прибавкою тюремного заключения и телесного наказания в третий раз. х) Для свадьбы, именин, крестин и поминков позволять подавать челобитные о праве сварить меду или пива и по ним удовлетворять с установленным взятьем за четверть пива и пуд меду. ц) Самим воеводам ничем не корыстоваться из ясака или хлеба, ничего возбраняемого не закупать для себя ни в городе, ни в уезде чрез родственников, служащих или посторонних угодников под опа сением опалы. Кто не почувствует, сколько было ума, совета и мудрости в цар ской думе? Кто опять не поболезнует о мнении, в каком тут пред ставляются правители Сибири? Кто не видит стеснения для промыш ленности и житейских потребностей? Кто из живых сынов Сибири не поздравит себя с запоздалым рождением на свет, а не в том веке, когда сибирячки били соболей коромыслами? Слава Богу, что дале ко откатился от нас этот век! Судя по воспрещениям наказов, над лежало или жить в лишении обыкновенных житейских отрад, или вы купать необходимые отрады у воевод. Но утешимся! Нарочные следователи присылались из Москвы для исследования правления глав ных тобольских воевод: боярина кн. И. С. Куракина, боярина М. М. Годунова, стольни ка кн. Ф. А. Телятевского. Это происходило между 1619 и 1633 годами. 3. Утешимся и поспешим к новым храмам Вечной Премудрости, к храмам, без пышности срубленным за гребнями скал: Растесной, Кон- жековской, Павдинской и других таких же гор, на горы вздвинутых, покрытых на севере снегами до половины июня, а на юго-западе зе ленью. В храмах сосновых или кедровых, явившихся по берегам рек, сыны России, странствовавшие между идольских мольбищ и мече тей, начали возносить славословие Богу Триединому; в них души, утружденные переходами житейскими и, быть может, томлениями совести, начали отдыхать духовно, как в древности сыны Израиля телесно отдыхали при источниках Элима, осенявшихся финиковыми пальмами. Еще царь Борис разумел эту жажду душ православных и соору дил церкви в городах и острогах, построенных во дни его царство вания. В правление царя Бориса построены церкви: в Тобольске 1601 и 1602 годов Возне сенская, Троицкая и Никольская, все три на горе; в Тюмени (в 1600 и 1601) — Рожде ственская и Борисоглебская; в Туринске (1604) — Покровская; в Верхотурье того же года — Николаевский монастырь; в Березове (1603) — Воскресенская, равномерно и в Мангазее. Конечно, в те же годы строились церкви в Пелыме и Таре, но нет в виду прямого известия. Всего удивительнее, что в юртах князьца Алачева, в 1599 г. обратив шегося в христианство, построена церковь около 1602 г,—там, где ныне Кондинский монастырь. Борис также назначил священнослужителям жалованье денежное и хлебное. След ственно, оброчная сноповая повинность взыскивалась с белого духовенства, возделы вающего землю, как с земледельцев, а не как с духовных. Он украшал алтари иконостасами, царскими вратами, утварями и посылал церковные книги, свечи; и все это шло из самой Москвы и все это, как родное, радостно напоминало про святую Русь русским' так далеко зашедшим за Камень. Конечно, сердце и чувства нагре вались, умягчались, но довольно ли того для паствы, так отдаленной и так рассеянной? Смутное время прояснилось, народное разорение умягчилось, сближалась пора благоустройству; и патриарх, отец юного царя, помышлял, что в Сибири недостает жезла архипастыр- 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2