Сибирские огни № 008 - 1990
надобно думать, и высказывается безгласное переселение беглых из России людей, и свидетельством тому служит примолвка, в царских грамотах иногда употреблявшаяся, чтобы воеводы, вновь определяе мые, означали число прибылых душ. Далее читаем в П. С. Законов, что тот же распорядитель устано вил детям боярским и другим служилым, пашнею для себя зани мающимся, производить хлебное жалованье не сполна, а с зачетом собственной пашни, принимая уже в рассмотрение разность земель, где оне находятся: в Тюмени ли, в Тобольске, Таре или Томске. К сему прибавочному учреждению, которое лучше обдумано против первого положения о десятинной пашне, впоследствии сделано дру гое применение, как увидим во втором периоде. Г л а в а III УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШИЕ 1. Учреждения высшие. 2. Наказы. 3. Вечные письмена Христианства. 4. Сближение с урянхаями и торготами. 5. Связь и правление Сибири. 1. Из распорядка сулешевского уже видно, что, через рассчитан ное хлебопашество, он установлен для обеспечения Сибири служеб ной в продовольствии. Здесь кстати пояснить, что сибирские города делились у правительства на хлебные и бесхлебные; что к бесхлеб ным сперва причислялись: Березов, Мангазея, Сургут, Томск, Тара и временно Пелым, куда для хлебного жалованья на 1609 год (по гра моте от 13 января) велено было вышепомянутым западным городам отпустить 9750 четвертей ржаной муки, круп и толокна; что в быт ность Сулешева Пелым, Тара и Томск уже поступили в число хлеб ных мест; что для прочих северных городов и во втором периоде, ког да Сибирь уже вошла в силу земледельческую, сбор денежный в счет хлебных запасов не переставал продолжаться с западных городов от Устюга до Соликамска, в меньшем, конечно, количестве, по усилению местного хлебопашества, ободренного мерами Сулешева; что равно мерно и денежное жалованье служилым шло с тех же городов, во мзду богатых сибирских отпусков мягкой рухляди; что этот порядок продовольствия хлебного и денежного продолжался, кажется, до первого трактата с Китаем, т. е. до 1689 года, пока с помощью Нер- чинского торга и других совокупных доходов начали покрываться расходы Сибирских штатов. До сих пор мы видели учреждения земские, но не видели основ ных учреждений управления, вероуправления христианского, ни су да, ни расправы. Государевы наказы, воеводам даванные, вечные ис тины вероучения и Соборное Уложение, на смену Судебника устаре лого, вот письмена, которые надлежит считать в том времени основ ными законами Сибири, с тем замечанием, что наказы до учрежде ния в 1621 г. архиепископской кафедры, были единственными на чертаниями тогдашнего благоустройства во всех отношениях. В сих зерцалах, отливающих к потомству подлинный туск жизни си бирской, мы увидим, как все там шло по букве наказов. 2. Извлекая из П. С. Законов один наказ 7119 лета (6), как тип наказов, какие следовали до самого почти открытия Сибирской гу бернии, мы надеемся сим памятником оживить идею минувшей Сиби ри. В нем изображены права и обязанности властей. I. По управлению приказному И. » военному III. » казенному IV. » земскому
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2