Сибирские огни № 008 - 1990

в Сибири, впрочем основанное на естественной ответственности всяко­ го промысла общему благу*, было следующее: со всех обывателей, с подьячих, торговых людей, не исключая священников и диаконов, занимающихся для себя пашнею, брать 4-й сноп из хлеба доброго, 5-й из среднего, 6-й из худого, заставляя самих хозяев обмолачивать снопы. Установление сие, более века остававшееся в силе, не отменя­ лось и земскими распоряжениями известного боярина кн. Сулешева. Прежде нежели коснемся распорядка его о десятинной пашне, по­ смотрим наперед, как и где заселялась крестьянами Сибирь. 5. Посмотрим не по преемству времени, а по порядку и падению рек, держась Верхотурья, как оглавления, с предварительным пояс­ нением, что слободы заселялись или непосредственным попечением воевод, или услугою поверенных, слободчиками прозванных, чрез вы­ зов в обоих случаях казенных крестьян из северных уездов нынешних губерний: Вологодской, Архангельской, Вятской и Пермской. Пере­ селенцам обещаемы были льготы в подати или пособия хлебом и деньгами. Такой порядок завелся с 1613 г.; однако ж не следует ду­ мать, чтобы прежде того не было добровольных переселений, как уже замечено при 6-летней давности 1597 года. Притом с 1602 по 1607 г. опять крестьяне, получив законную свободу бродяжничать, властно переходили в Сибирь, и порядочные селились близ новых городов. Эта переселяемость уже не прерывалась, по обстоятельствам смуты, и потому по допущению самого правительства, смотревшего на то рав­ нодушно не только до 1687 г., но и до первой народной переписи. Но дело у нас идет о дозволенном заведении слобод. Завелись слободы. По Сосве — Гаринская (1623 г.), по Тавде — Табаринская для пашни, особая от иноверческой (1618), Еланская и Тавдинская — около 1620. При перевале за Урал — селение Павдинское с таможенным пос­ том в 1598 г. как преддверие Верхотурья. По Туре — подгородная Верхотурская не позже 1623**, Мерку- шинская (1620), Епачинская (1604), Благовещенская (1639), Турин­ ская (1645). На Тагиле, при разделении дороги Верхотурской на Туринск или Нейву — Тагильская и Мугальская (1613 г.). По Нейве — Краснопольская (1645), Мурзинская (1639), после прославившаяся кристаллами, дер. Алапаиха тогда же, Невьянская (1619), и выше ея Невьянский монастырь с селением, прежде (1621) бывшим. Последние два водворения, как родина моих родителей и прадедов, из Устюжской четверти переведенных по воле патриарха Иова, достовернее для меня, чем северный Туле Птолемеев земного шара. В первый раз, и это было в 1778 г., увидел я Нижненевьянский деревянный острог со стрельницами, и как я тогда удивлялся этим твердыням, могшим превратиться в пепел от искры! После, как уже язык мой познакомился с Горациевым словом: nil admirari, я смеял­ ся над простотою неприятелей Сибири, до Ницы вторгавшихся, что они в полтора века не надумались, как пепелить деревянные наши твердыни. По Режу — Арамашевская (1631), Ключевская, или Зырянский Ключ, после. По Нице — Михалева, Рудная, где в 1631 г. началась плавка же­ лезной руды. По тогдашнему неуменью и по трудному добываныо руды из болотного урочища плавка была маловажная, но ради пер­ вой находки толь необходимого металла дело считалось весьма важ­ ным в глазах тобольского управления. Далее по Нице явились Ни- цынская (1622 г.), Киргинская (1633), Чубарова (1624), Верхницын- * Оно законным языком после выражено. Гл. XIX 3. Уложения. ** Руководитель Миллер относит основание этой слободы к половине XVII века; но как Сулешев упоминает о ней в своем распорядке, надлежало ей существовать прежде.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2