Сибирские огни № 008 - 1990

ваны города и остроги, не способствовали летом к сплаву транспор­ тов, начиная с Верхотурья до Тары, к северу до Березова и Мангазеи, к востоку до Нарыма и Маковского. При всем том требовались люди в нарочитом числе, когда суда тянулись против воды. Насчет сухопутного переезда, сверх помянутого по Соликамскому яму, в июне 1607 г. огражденного от самовольства проезжих чинов и казаков, мы читаем историческое свидетельство в жалобе 30 лялин- ских вогулов, дошедшей до Бориса в следующих подробностях: у них было в течение 1598 г. 320 лошадей, на которых возили ясачную казну, воевод и всяких служилых людей в один конец до Соликам­ ска, а в другой — до Тюмени или Пелыми; в течение года лишились 123 лошадей, узд и седел. Государь, в грамоте на Верхотурье, повто­ ряя челобитную, предписывает (4) воеводе уменьшить ясак с вогулов- челобитчиков, впредь ограждать их от обид, от насильного завладения лошадьми, и вообще беречь их, дабы не вздумали разбежаться. Этим не кончилось дело: с 1600 г. началось действительное переселе­ ние ямщиков с семьями в Верхотурье, на Тагил, в Пелым, Туринск, Тюмень и Тобольск, хотя и не в том порядке, в каком — мы пишем; впоследствии же число их умножилось прибылыми охотниками, по­ наслышке о приволье в землях и промыслах. В других местах, где бы­ ло уже довольно посадских, велено записывать в ямщики из них с де­ нежною подмогою от города. В правление царя Михаила в 1637 г. заселены на Нижнем Ирты­ ше два яма: Демьянский и Самаровский ямщиками из-за Урала*. Нельзя в жителях сих поселений не приметить и ныне духа русского, духа деятельности, старинной набожности и старинной чинности в платье. Я проезжал там лет за десять. В одном из следующих пери­ одов доведется возвратиться к сей статье; а теперь скажем, что во многих по Сибири местах заметны нравственные и физические отделы людей, чему и нельзя не быть в стране, слишком разноместной и раз­ нообразно заселенной, без общего народного образования, которое од­ но может приводить свежие поколения в лучший образ. Но кто бы по­ желал изменения в трудолюбии и набожности двух помянутых се­ лений? 4. Царь Борис, осведомясь, что пашнею занимаются татары толь­ ко около Тюмени и в Табаре по Тавде, в 1599 г. назначил тагильские юрты на пашню с тем, чтобы вместо ясака взимать с них хлебом для казенных житниц, а между тем ускорил отправление крестьян с Ка­ мы, начиная с Лаишева, и распределил всех их под продовольствие команд городских и острожных. В 1609 (от 6 августа грамота) велено отправить в Пелымский уезд, вТабары на пашню 50—100 охочих крестьян с мирскою подмогою и с обещанием годовой льготы при вод­ ворении; но и в 1613 г. Пелымское воеводство не имело своих хлебо­ пашцев. Из наказов царских не видно определения обязанностей в рассуждении казенной пашни, вероятно потому, что сия повинность, происшедшая от половничества, как обычная в России, должна и в Сибири быть исправляема по принятым обыкновениям; только то из­ вестно, что татарам табаринским и тюменским, еще в 1596 г. облег­ ченным, она не полюбилась. Первые по вторичному прошению осво­ бождены и перечислены в ясак, из последних же несколько бежало в степь Исетскую. Рим во свое время, по одинаковому с Россией побуж­ дению, учил покоряемых народов своему земледелию и не терпел от­ говорок или отбывательств. Но за Уралом не Италия. В наказах последующего времени видна та же неопределитель- ность десятинной пашни, которую надбавлять на крестьян предо­ ставлялось рассмотрению воевод. Одно установление, небывалое * В Геогр. Слов. Щекатова показаны переселенцы из Сольвычегодска, Чердыни и Соликамска; но в этом случае вероятнее сказание устюжского летописца, говорящего, что в 1637 г. отправлено в Тобольск 500 семей и 150 девок, для женитьбы казаков, из Вологды, Тотьмы, Устюга и Сольвычегодска.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2