Сибирские огни № 008 - 1990

пятьдесят. Спецпереселенка. Болезненная. Молчаливая. Порой она казалась мне не совсем нормальной. Спросишь о чем-нибудь, а она молчит. Вдруг начнет сама с собой громко разговаривать. Герасимовна с грохотом швырнула у печки охапку дров, подо­ шла ко мне и, оглядываясь на дверь, зашептала. С трудом я уяснила: зав хотел на меня пожаловаться началь­ ству, а Максимыч не велел. Оказывается, наш зав являлся на уроки «пьяным-пьяно» и Максимыч за него вел уроки. Вот будто бы он и сказал: «Жаловаться — так жаловаться». Выходит, Максимыч за меня заступился. Спасибо ему. Но Григорий Степанович этого так не оставил. Он заявился на последний, перед зимними каникулами, урок русского языка и, по­ ложив передо мной листок, вырванный из тетради, сообщил, что из районе прислали контрольный диктант. Пробежав глазами текст, я поняла, диктант, по меньшей мере, для семиклассников. Весь урок зав прохаживался по рядам между парт, следил, что­ бы ребята не списывали, а после урока собрал тетради, сказав, что сам проверит. И, обратясь ко мне, внушительно произнес: — Будем обсуждать на педсовете. Что обсуждать? Кого обсуждать? Господи, да меня! Позор-то какой. Выгонят. Мелькнула трусливая мыслишка: взять да подать заявление. Ушла по собственному желанию. А причина? Тяжело хо­ дить так далеко. Возвращаться в темень, в пургу. Стало до того жал­ ко себя, что не удержалась — всхлипнула. Нет, нет, не себя жалеть, а их. «Братики померли, когда нас гнали... Уйти — предать их...». На педсовет не явился председатель родительского комитета. Зав послал за ним Герасимовну. Максимыч предложил начинать. Григорий Степанович не согласился, что-то записывал, просматривал мою тетрадь, планы уроков. Максимыч склонился над газетой. Жена зава зевала, прикрыв рот ладошкой. Наконец появилась Герасимовна и с порога бухнула: — Жинка казала, вин не прийдеть. Шибко выпимши. — Может, разойдемся? — предложил Максимыч. — Заседание считаю открытым,— объявил Григорий Степано­ вич. — Я должен довести до сведения коллектива о позорных ре­ зультатах контрольного диктанта в четвертом классе. Прошу, това­ рищи, отнестись сурьезно (он так и сказал: сурьезно) к данному воп­ росу. Мы должны поставить на вид молодому педагогу, и если она и дальше так будет работать, то придется искать замену. Хотя знаете — с кадрами у нас в районе плохо. Кто желает высказаться по дан­ ному вопросу? — Григорий Степанович уставился на жену. На хорошеньком личике Полины Федоровны ничего не отрази­ лось, она зевнула и тихо проронила: — Сам высказался. Зав обрушился на жену. Как расценить ее поведение? Разве ее не касается, к каким показателям пришел класс, который она вела? Максимыч недвусмысленно вставил: «Вот именно». Зав принялся доказывать, что ученики перешли в четвертый класс с хорошими оценками. — Оценки-то были дутые,— спокойно заметил Максимыч.— Ваш диктант ровным счетом ничего не доказывает. Диктант не для четвертого года обучения, а по меньшей мере для шестого или седь­ мого. И вообще: никто этого диктанта не присылал — вы все при­ думали. И вместо того, чтобы грозить молодому педагогу увольнени­ ем, надо ему помочь. Говорил зав, что-то толковал Максимыч,— я ничего не слыша­ ла, все мои усилия были направлены: только бы не зареветь. Когда в тот же вечер я рассказала мужу о педсовете — он при­ шел в ярость. Давно пора уити из школы. Постоянные переживания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2