Сибирские огни № 008 - 1990
то без дна, надежда лопается, лопается сердце и взмывает душа ваяе мом вопле, то ли встречая мир иной, то ли проклиная мир сущий, с юдолью земной и топью болотной... топь, жуть, бездна, пара пузырей ленивых, все. Аркадий Петрович не желал знать никакого такого болота, ни какого застоя, была жизнь, его жизнь, он проживает на свете единож ды и никто не смеет сказать другому человеку, мол, извини, дорогой, ошибочка с твоей жизнью выходит, накладочка маленькая, недоразу- меньице крохотное, не жизнь у тебя, дорогой товарищ, а непонятно что, то ли черновик, то ли халтурка, отписка-приписка-выписка, а по этому, мол, так и так, передаем настоящую твою жизнь по инстан ции, потомкам, наследникам, продолжателям славных традиций, в светлое, как положено, будущее, уж ты извини, дорогой товарищ, не обессудь, ошибочка вышла, посторониться надобно... Так нет же, нет, не было никакой ошибки, и он, и другие, и мно гие, да все почти, жили-поживали без мысли, что может быть как-то иначе, что все они живут не по правде, а понарошку. Да и как, ска жите на милость, может представить себе человек жизнь на другой планете — никак, как бы не фантазировал он, как бы не изошрялся в выдумке, все равно это будет отражением, даже до неузнаваемости искаженным, все той же жизни земной, знакомой, привычной, ис ходные величины одни и те же, никуда не деться от этого. А тех, кто бурчал, чуждое пропагандировал, устои подрывал, кто хотел расшевелить, докричаться, тех всерьез не воспринимали, тех относили к разряду бунтарей-пижонов, с главным словом все-та ки «пижон», потому что какие же в наше замечательное созидатель ное время бунтари да бунты, не смешите, пожалуйста. И усмиряли тех пижонов очень даже просто—улыбкой, сочувствием, понимани ем, может быть, и горячей поддержкой насчет отдельных недостатков, которые настолько отдельны, отделены от общей благородной идеи, что и не стоит в голову брать, разве можно чернить все подряд, все подряд хаять. И вот так, соглашаясь, кивая, готовно выслушивая, то пился любой инородный звук, источнику звука по-дружески давалось понять, дурак ты, братец, первостатейный, да ты хоть думаешь дурьей своей башкой, на что замахиваешься, ты хоть понимаешь, что против ветра плюешь, ладно, повыпендривался, пора и честь знать, сиди и молчи в тряпочку, а то это что ж, все кругом дураки, один ты умный выискался, шалишь, брат, потяжелей твоего авторитеты имеются, од нако молчат, раз молчат, значит, так надо, понимаешь ты на-до ступай себе с богом, да думай вперед, думай, прежде чем бузить, ^хоть и не те сейчас времена, а голову надо иметь на плечах... И такой вот аргумент, такое вот полускрытое предложение сравнить, что было, что есть, сравнить, сопоставить, оценить степень свободы и впрямь ведь огромной по сравнению со смутно доносящимся недавним гулом, который по-прежнему гудел в ушах, гудел и в крови, словно бы самой этой крови принадлежа,— не было сил, не было избавленья. Вот и Аркадий Петрович жил, как жилось, слабо надеясь на лучшую долю, на лучшую судьбу для себя, для страны, не умея по нять, что может быть лучше, он больше опирался на внутреннее чув ство —можно-нельзя — чем на общую для всех вседозволенность, ко торую не осуждал ни словом, ни взглядом, которую допускал в дру гих и обреченно ждал в себе, готовый на брак по расчету. Не по своей воле оказался он вдруг лишен опоры в себе, той как раз опоры, которая, словно доска жонглера на шарики и кубики, на бесчестье чье-нибудь опиралась, балансировала. Теперь вдруг такая форма честности стала невозможна не потому, что все подряд стали кристально честны, нет, просто-напросто очевидной стала порочность такой вот, как падалью, чужим бесчестьем кормящейся собственной якобы честности. Аркадий Петрович, как общественная единица, враз и беспово ротно похужел, причем ни с того ни с сего, словно бы утром, начав 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2