Сибирские огни № 008 - 1990
но Аркадий Петрович был достаточно диалектик, сильно поэтому не скорбел. Он и всегда-то работу свою воспринимал немножко игрой, будто часть громоздкого и тупого обряда, придуманного людьми в оправдание своих идеальных порывов, воспринимал именно так, осо бо не обольщался. Рано или поздно игрушки кончаются, побеждают другие, более глубоко замаскированные игры, готовые с негодованием отречься от своего детства, чтобы все в то же детство впасть снова; кубик на кубик, выросла пирамида, рухнула пирамида, построили паровоз, крушение паровоза, пора строить дом, потом башню... Ког да еще догадается строитель, что жизнь не из кубиков состоит, ведь он строитель, значит, будет строить, значит, на его век кубиков хватит. Другого боялся Аркадий Петрович, конференции, которая все переменит и ничего не изменит. Соберутся, наговорятся, проголосуют, посадят, может, и расстреляют, появится колбаса, построятся дома, напишутся нужные законы, критика станет еще критичней, гласность зазвучит как труба иерихонская!.. Ах да, куда же без компьютеров, появятся и компьютеры, видео-стерео-моно-электроно, личные само леты, небоскребы и виллы... Что дальше? Неужели раздражение из- за отстутствия колбасы исчезнет, сменившись раздражением из-за отсутствия икры, завалят икрой, будет отсутствие еще чего-то, фан тазия Аркадия Петровича тут буксовала (что показательно). Суть же в том, что раздражение, недовольство, порча собственной и чужой крови из колбасы невыводимо, нелепость жизни не есть результат сил внешних, хотя очевидные признаки именно там, на поверхности. Однако зло внутри нас, живуче, прожорливо, словно бы раньше нас и рожденное; с тараканьей всеядностью, пережившей и мезозой, и по тепление, и ледник, и даже атомный смерч (если таковой вдруг слу чится), тараканы, по робким прогнозам ученых, переживут, пережи вут и дождутся новой жизни, нового человека, так что наши против них дусты, колбасы, квартиры, свободы —плюнуть и растереть, лиш няя возможность еще более закалить себя для бессмертия. Наверное, и миллионер в Америке зело несчастен с двумя миллионами, ему, бедняге, для полного счастья еще пяток позарез нужон, и миллиар деру тоже, и тоже позарез, а кому ничего не нужно, тот ничего не имеет, так что ж получается, всему человечеству, ныне живущему, дружно податься в пещеры, пустыни, леса, питаться росой, корешка ми, энергией космоса —так ведь не хватит уже и пустынь, снова дра ка да свара, по блату пещеры распределяться будут... Так приблизительно защищался Аркадий Петрович, когда сыновья или жена уговаривали его на трату денег, а скуповатый глава философствовал, жмотясь. Однако отчасти и верил Аркадий Петрович, верил, в том направлении ищет, в нужном. Временами бы вало и вовсе чувство всесилия, власти, все-то он про все понимает, больше того, уже держит за хвост золотую рыбку, некую стержневую идею, некую настолько понятную мысль про жизнь человеческую, настолько уж прозрачное суждение, что, казалось, всякий должен и сам без труда понимать его. Но вслух оно почему-то не проговарива лось, произнести его вслух почему-то казалось стыдным, словно неч то для всего рода людского неприличное на свет могло б поя виться, обнаружиться, что для взгляда никак не назначено, хотя как же иначе. Существенно то, что Аркадий Петрович как общественная еди ница устал быть носителем таковой. Да и в самом-то деле, сколько можно, ведь он отлично помнит, никакого особого неудовольствия от тяжелой челюсти товарища Брежнева не испытывал, говорит и гово рит, как может, старый ведь человек, понимать надо. Аркадий Петро вич понимал, готовно, искренне, все понимал, и гром аплодисментов, и лично Леониду Ильичу, и то, что в телевизоре строят, добывают, ис следуют, запускают, ссыпают в закрома... а на улице грязь, пьянь, брань, голь, он все понимал, даже гордился глубоким свой'М понима
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2