Сибирские огни № 008 - 1990

ных проволочных заграждений и заме­ тив на проволоке трупы футуристов, эти «герои» брезгливо отвернутся. Как же, какие-то футуристы вонючие тут висят. Мы часто вместе с представителями Сибоно говорим — для нас на первом плане должно быть что, а не как. Мы со­ вершенно упускаем из вида, что что без как — ничто. Каким бы социально значительным материалом ни располагал художник, он ничего не сделает в области искусства, если не овладеет им (материалом). Ху­ дожник должен из сырья сделать вещь. Мы смотрим, как эта вещь сделана, и в зависимости от того, как она сделана, даем ей оценку. Нам надо раз и навсег­ да усвоить правило, что что и как нераз­ делимы. Их синтез дает произведение ис­ кусства. Чем гармоничнее, чем полнее их слияние, тем совершеннее вещь (ро­ ман, картина и т. п.). [...] Нет, нельзя пренебрежительно отма­ хиваться от тех, кто немало поработал в области этого как. Нельзя быть неблаго­ дарными тыловиками. Потом, вообще наивно думать, что ху­ дожник-реалист только добросовестно зарисовывает «с натуры», что у него в картине все, как «в жизни». Реализм — это одна из высоких форм искусства. Реализм — это не только что, но опять- таки и как. Фотография еще не является произве­ дением искусства, и фотограф — не ху­ дожник. У нас же часто путают реализм с фотографией — или наоборот. Но, к счастью, в последнее время кое- где замечаются сдвиги в сторону приз­ нания литературы как искусства. Недавно редакция «Советской Сибири» собрала всех новосибирских писателей и предложила им заняться репортажем. Редакция, привлекая писателей к сво­ ей повседневной работе, сделала боль­ шое культурное дело — она признала действенную организующую роль искус­ ства. Значимость этого предложения в том, что литература привлекается как форма, как искусство. Ведь содержание репортерской заметки даст любой репор­ тер. Писатель даст то же содержание, но в более высокой художественной, убеж­ дающей форме. Предложение редакции «Советской Си­ бири» обязывает писателя тщательно просмотреть свою форму, свое мастер­ ство. Ему необходимо топор сменить на ру­ банок. Газетные статьи и заметки долж­ ны быть тщательно пригнаны друг к другу и заструганы, как торцы в мосто­ вой. Газета должна выбрасывать в массы вещи, хорошо сделанные. Следовательно, вопрос об улучшении качества газетной продукции поставлен своевременно. Писатель становится равноправным членом газетного коллектива. Он каж­ дый день получает доступ к широкой ау­ дитории. Он теперь уже не дачник, ко­ торого специальный дачный поезд (лите­ ратурная страница) вывозил раз в не­ делю за город. Писателям остается только работать. Если они еще не в состоянии хорошо сшить себе шубу, то надо, чтобы пуш­ ные шкурки их материала не были вы­ пачканы в крови, чтобы на них не висе­ ли куски мяса. Искусство ведь не мясо и не кровь. Искусство — краска, дове­ денная до силы цвета. Цвет может быть и цветом крови. Разница только в том, что эта «кровь» не пачкает и не пахнет. НЕМНОГО О ВОЕНИЗАЦИИ Стиль — это не только человек, но и эпоха. По свидетельству Л. Н. Толстого, изве­ стная «диспозиция к атаке неприятель­ ской позиции позади Кобельница и Со- кольница 30 ноября 1805 года» говорила: «Так как неприятель опирается левым крылом своим на покрытые лесом горы, а правым крылом тянется вдоль Кобель­ ница и Сокольница позади находящих­ ся там прудов, а мы, напротив, превос­ ходим нашим левым крылом его пра­ вое... для этой цели необходимо... Пер­ вая колонна марширует... Вторая колон­ на марширует... Третья колонна марши­ рует...» Во время русско-японской войны мар­ шал Ойяма писал проще: «Утром... числа... года приказываю атаковать позиции Ляояна. Курокки — правый фланг». И только. Весь приказ — две фразы. В 1918 году командующий германской армией писал совсем лаконично: «Неподвижный заградительный огонь4. 77 мм полевые пушки, 100 мм пушки, 105 мм гаубицы — «Синий Крест» — 60%; «Зеленый Крест» — 10%; фугасные снаряды — 30%». Не приказ, а формула. Сибирские беллетристы, конечно, не командиры, мы условились, что они да­ же не министры, но все же им стоит не­ много военизироваться и поучиться у генералов. Конечно, стиль —человек и эпоха. Но бывает, что человек отстает, плохо ви­ дит и слышит. Мы живем далеко, «за ветром». Но кто посмеет теперь сослаться на дальность расстояния, когда радиоволна, брошен­ ная Москвой, через несколько секунд плещет в Новосибирске? И все же мы отстаем. Да, к военизации писателей призывал еще Чехов. Помните — он просил не иметь нестреляющих ружей? У сибирских партизан вместо ружей были пики и косы. Надо, чтобы у сибир­ ских писателей стреляла каждая парти­ занская пика, чтобы она у них не ржа­ вела и не пылилась, как в историко-ре­ волюционном отделе плохо отапливаемо­ го музея. ОБ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ Госплан в декабре 1926 года в своем приветствии первому научно-исследова­ тельскому съезду по изучению произ­ водственных сил Сибири «вежливо» на­ помнил сибирским ученым, что они соб­ рались в Миргороде или Пошехонье и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2