Сибирские огни № 008 - 1990
ных проволочных заграждений и заме тив на проволоке трупы футуристов, эти «герои» брезгливо отвернутся. Как же, какие-то футуристы вонючие тут висят. Мы часто вместе с представителями Сибоно говорим — для нас на первом плане должно быть что, а не как. Мы со вершенно упускаем из вида, что что без как — ничто. Каким бы социально значительным материалом ни располагал художник, он ничего не сделает в области искусства, если не овладеет им (материалом). Ху дожник должен из сырья сделать вещь. Мы смотрим, как эта вещь сделана, и в зависимости от того, как она сделана, даем ей оценку. Нам надо раз и навсег да усвоить правило, что что и как нераз делимы. Их синтез дает произведение ис кусства. Чем гармоничнее, чем полнее их слияние, тем совершеннее вещь (ро ман, картина и т. п.). [...] Нет, нельзя пренебрежительно отма хиваться от тех, кто немало поработал в области этого как. Нельзя быть неблаго дарными тыловиками. Потом, вообще наивно думать, что ху дожник-реалист только добросовестно зарисовывает «с натуры», что у него в картине все, как «в жизни». Реализм — это одна из высоких форм искусства. Реализм — это не только что, но опять- таки и как. Фотография еще не является произве дением искусства, и фотограф — не ху дожник. У нас же часто путают реализм с фотографией — или наоборот. Но, к счастью, в последнее время кое- где замечаются сдвиги в сторону приз нания литературы как искусства. Недавно редакция «Советской Сибири» собрала всех новосибирских писателей и предложила им заняться репортажем. Редакция, привлекая писателей к сво ей повседневной работе, сделала боль шое культурное дело — она признала действенную организующую роль искус ства. Значимость этого предложения в том, что литература привлекается как форма, как искусство. Ведь содержание репортерской заметки даст любой репор тер. Писатель даст то же содержание, но в более высокой художественной, убеж дающей форме. Предложение редакции «Советской Си бири» обязывает писателя тщательно просмотреть свою форму, свое мастер ство. Ему необходимо топор сменить на ру банок. Газетные статьи и заметки долж ны быть тщательно пригнаны друг к другу и заструганы, как торцы в мосто вой. Газета должна выбрасывать в массы вещи, хорошо сделанные. Следовательно, вопрос об улучшении качества газетной продукции поставлен своевременно. Писатель становится равноправным членом газетного коллектива. Он каж дый день получает доступ к широкой ау дитории. Он теперь уже не дачник, ко торого специальный дачный поезд (лите ратурная страница) вывозил раз в не делю за город. Писателям остается только работать. Если они еще не в состоянии хорошо сшить себе шубу, то надо, чтобы пуш ные шкурки их материала не были вы пачканы в крови, чтобы на них не висе ли куски мяса. Искусство ведь не мясо и не кровь. Искусство — краска, дове денная до силы цвета. Цвет может быть и цветом крови. Разница только в том, что эта «кровь» не пачкает и не пахнет. НЕМНОГО О ВОЕНИЗАЦИИ Стиль — это не только человек, но и эпоха. По свидетельству Л. Н. Толстого, изве стная «диспозиция к атаке неприятель ской позиции позади Кобельница и Со- кольница 30 ноября 1805 года» говорила: «Так как неприятель опирается левым крылом своим на покрытые лесом горы, а правым крылом тянется вдоль Кобель ница и Сокольница позади находящих ся там прудов, а мы, напротив, превос ходим нашим левым крылом его пра вое... для этой цели необходимо... Пер вая колонна марширует... Вторая колон на марширует... Третья колонна марши рует...» Во время русско-японской войны мар шал Ойяма писал проще: «Утром... числа... года приказываю атаковать позиции Ляояна. Курокки — правый фланг». И только. Весь приказ — две фразы. В 1918 году командующий германской армией писал совсем лаконично: «Неподвижный заградительный огонь4. 77 мм полевые пушки, 100 мм пушки, 105 мм гаубицы — «Синий Крест» — 60%; «Зеленый Крест» — 10%; фугасные снаряды — 30%». Не приказ, а формула. Сибирские беллетристы, конечно, не командиры, мы условились, что они да же не министры, но все же им стоит не много военизироваться и поучиться у генералов. Конечно, стиль —человек и эпоха. Но бывает, что человек отстает, плохо ви дит и слышит. Мы живем далеко, «за ветром». Но кто посмеет теперь сослаться на дальность расстояния, когда радиоволна, брошен ная Москвой, через несколько секунд плещет в Новосибирске? И все же мы отстаем. Да, к военизации писателей призывал еще Чехов. Помните — он просил не иметь нестреляющих ружей? У сибирских партизан вместо ружей были пики и косы. Надо, чтобы у сибир ских писателей стреляла каждая парти занская пика, чтобы она у них не ржа вела и не пылилась, как в историко-ре волюционном отделе плохо отапливаемо го музея. ОБ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ Госплан в декабре 1926 года в своем приветствии первому научно-исследова тельскому съезду по изучению произ водственных сил Сибири «вежливо» на помнил сибирским ученым, что они соб рались в Миргороде или Пошехонье и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2