Сибирские огни № 008 - 1990
приблизительно пересчитав наши «есте ственные» богатства, мы на них стелем мягкую настоящую азиатскую, кошму и засыпаем Ехидные люди в таких слу чаях резонно говорят, что спать на золо те еще не значит владеть им и быть бо гатым. Последнее не относится к Коптелову. Молодой писатель работает над собой. Мы просто берем его первые вещи. Теперь о вещах «медных». «Медные из делия» как будто скорее «золотых» мо гут окислиться и утратиться. Но, извле ченные из земли, ржавые, они все же упорно будут сохранять свою форму. Ес ли мы отломим от них хоть маленький кусочек, нас уличат в краже. А саморо док... он ничей — кто взял, тот и хозяин. Немного статистики. За эти пять лет сибирский писатель брал действующими лицами своих пове стей и рассказов крестьян и партизан 31 раз, служащих 29 раз, охотников и золо тоискателей 7 раз, красноармейцев 3 ра за, рабочих 2 раза, алтайцев и киргиз 7 раз, белых 10 раз, «блатных» 5 раз и т. д. Действие этих произведений разверты валось в деревне и тайге 50 раз, в горо де 41 раз, в тюрьме 5 раз, на заводе 2 раза и т. д. Обнаруживается, что Красная Армия почти не нашла своего отражения в твор честве сибирских писателей. Но ведь си бирский писатель, почти, как правило, познакомился с ней не тогда, когда она шла, а когда пришла. Сибиряк шел сна чала по солнцу и только с конца девят надцатого года пошел навстречу ему. По этому, когда дело касается гражданской войны, он в первую очередь пишет бе лых, потом партизан и крестьян. Партизаны и крестьяне пользуются заслуженным вниманием писателя, но ему надо немного сократить себя по ча сти совслужащего. Быт сибсовслужаще- го часто — штамп. Он почти ничем не отличается от быта российского работни ка или обывателя из совучреждения. Мы же вправе требовать от сибирско го писателя вещей, построенных на ме стном материале. Нам кажется, что пи сатель должен взять на свои страницы сибирского шахтера, золотоискателя, охотника-промышленника (какая соблаз нительная задача изучить и дать хотя бы голый быт этого охотника). Необхо дим в нашей литературе туземец (осо бенно северный). Писать сибиряка-ста- рожила вообще невозможно без тузем ного окружения. Сибиряк, по существу, метис. Для того, чтобы в сибиряке про следить и распутать густые узлы пере крещивающихся токов разноплеменной крови, писателю нужно знать ее под земные первоисточники. Что писатель взял местом действия тюрьму 5 раз, а завод 2 раза, что он опе рировал в тайге и деревне 50 раз, а в го роде 41 раз—понятно. В Сибири городов немного, а тюрем, конечно, больше, чем заводов (тюрьма есть в каждом городе, и в каждом селе есть каталажка. А за воды?). Надо посчитаться и с читателем. Чита тель законно требует от сибирского писа теля «показа» Сибири. (В русской лите ратуре известны писатели—вроде некой М. В. Сушковой, которая сочиняла «гиш- панские повести, итальянские идиллии, французские оперы и английский гу- мор»). К счастью, сейчас в сибирской литера туре интересы читателя и писателя сов падают. Изгнаннику-ссыльному Сибирь каза лась «кандальной Канадой» и «гиблым местом». Современному сибирскому пи сателю она—«сторона родная». Наш пи сатель — боец и строитель. Если он слаб в литературе, то в повседневной борьбе занимает не последнее место, нередко он в рядах авангарда рабочего класса, в рядах Коммунистической партии. В основе своей сибирский писатель чужд «ущемленному» восприятию мира. Наоборот, он часто смотрит на свою страну восторженными глазами влюб ленного. К слову, нужно сказать о на строениях писателя. Нам уже приходи лось говорить (сиб. съезд писателей), что рост писательского молодняка идет за счет роста молодняка рабочего и комсо мольского. Здесь нужно оговориться, что, несмотря на это, сибирская литература и поэзия пока еще по основным своим настроениям — крестьянские. Еще о Сибири. Сибирь надо использовать как «пре пятствие», она нужна как «фон» для создания «сильного характера» (Крав- ков это учел). Сибирь прямо навязывает нам свои бо гатства. Надо только прийти к ней и «володеть и княжить». Время наше жестокое. Часто еще и те перь на постройке рвется рабочая коман да и леса потрясаются мощным ревом: — Растреляааать! С лесов летят вниз разоблаченные предатели и расхитители. Но писатель не должен «пугаться» жиз ни. Он должен понять, что нет утверж дения без отрицания. Чтобы утвердить новое, надо перешагнуть через старое. Вот только перешагнуть надо просто, строго и мудро, без ненужного крив лянья (это, мол, нам что, пустяки), без ненужного надрыва и «упадочничества». Для всего этого нужно только шагать в ногу с тем классом, который сейчас один и может быть назван авангардом человечества. Идти — значит бороться. Значит, еще и еще раз надо говорить о нашей «тех нической отсталости», о форме, о стиле, о военизации, индустриализации и т. п. НЕ БУДЕМ НЕБЛАГОДАРНЫМИ ТЫЛОВИКАМИ На съезде художников представитель Сибоно сказал, что нам не нужны ника кие «измы», кроме реализма. Делегат от Иркутска И. Л. Копылов17очень удачно в своем докладе доказал закономерность развития форм в искусстве. Парируя вы пады представителя Сибоно, Копылов сказал: — Крепость возрождения искусств бу дет взята. Но войдут, и даже с музыкой, тыловики. Проходя мимо уже захвачен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2