Сибирские огни № 008 - 1990

приблизительно пересчитав наши «есте­ ственные» богатства, мы на них стелем мягкую настоящую азиатскую, кошму и засыпаем Ехидные люди в таких слу­ чаях резонно говорят, что спать на золо­ те еще не значит владеть им и быть бо­ гатым. Последнее не относится к Коптелову. Молодой писатель работает над собой. Мы просто берем его первые вещи. Теперь о вещах «медных». «Медные из­ делия» как будто скорее «золотых» мо­ гут окислиться и утратиться. Но, извле­ ченные из земли, ржавые, они все же упорно будут сохранять свою форму. Ес­ ли мы отломим от них хоть маленький кусочек, нас уличат в краже. А саморо­ док... он ничей — кто взял, тот и хозяин. Немного статистики. За эти пять лет сибирский писатель брал действующими лицами своих пове­ стей и рассказов крестьян и партизан 31 раз, служащих 29 раз, охотников и золо­ тоискателей 7 раз, красноармейцев 3 ра­ за, рабочих 2 раза, алтайцев и киргиз 7 раз, белых 10 раз, «блатных» 5 раз и т. д. Действие этих произведений разверты­ валось в деревне и тайге 50 раз, в горо­ де 41 раз, в тюрьме 5 раз, на заводе 2 раза и т. д. Обнаруживается, что Красная Армия почти не нашла своего отражения в твор­ честве сибирских писателей. Но ведь си­ бирский писатель, почти, как правило, познакомился с ней не тогда, когда она шла, а когда пришла. Сибиряк шел сна­ чала по солнцу и только с конца девят­ надцатого года пошел навстречу ему. По­ этому, когда дело касается гражданской войны, он в первую очередь пишет бе­ лых, потом партизан и крестьян. Партизаны и крестьяне пользуются заслуженным вниманием писателя, но ему надо немного сократить себя по ча­ сти совслужащего. Быт сибсовслужаще- го часто — штамп. Он почти ничем не отличается от быта российского работни­ ка или обывателя из совучреждения. Мы же вправе требовать от сибирско­ го писателя вещей, построенных на ме­ стном материале. Нам кажется, что пи­ сатель должен взять на свои страницы сибирского шахтера, золотоискателя, охотника-промышленника (какая соблаз­ нительная задача изучить и дать хотя бы голый быт этого охотника). Необхо­ дим в нашей литературе туземец (осо­ бенно северный). Писать сибиряка-ста- рожила вообще невозможно без тузем­ ного окружения. Сибиряк, по существу, метис. Для того, чтобы в сибиряке про­ следить и распутать густые узлы пере­ крещивающихся токов разноплеменной крови, писателю нужно знать ее под­ земные первоисточники. Что писатель взял местом действия тюрьму 5 раз, а завод 2 раза, что он опе­ рировал в тайге и деревне 50 раз, а в го­ роде 41 раз—понятно. В Сибири городов немного, а тюрем, конечно, больше, чем заводов (тюрьма есть в каждом городе, и в каждом селе есть каталажка. А за­ воды?). Надо посчитаться и с читателем. Чита­ тель законно требует от сибирского писа­ теля «показа» Сибири. (В русской лите­ ратуре известны писатели—вроде некой М. В. Сушковой, которая сочиняла «гиш- панские повести, итальянские идиллии, французские оперы и английский гу- мор»). К счастью, сейчас в сибирской литера­ туре интересы читателя и писателя сов­ падают. Изгнаннику-ссыльному Сибирь каза­ лась «кандальной Канадой» и «гиблым местом». Современному сибирскому пи­ сателю она—«сторона родная». Наш пи­ сатель — боец и строитель. Если он слаб в литературе, то в повседневной борьбе занимает не последнее место, нередко он в рядах авангарда рабочего класса, в рядах Коммунистической партии. В основе своей сибирский писатель чужд «ущемленному» восприятию мира. Наоборот, он часто смотрит на свою страну восторженными глазами влюб­ ленного. К слову, нужно сказать о на­ строениях писателя. Нам уже приходи­ лось говорить (сиб. съезд писателей), что рост писательского молодняка идет за счет роста молодняка рабочего и комсо­ мольского. Здесь нужно оговориться, что, несмотря на это, сибирская литература и поэзия пока еще по основным своим настроениям — крестьянские. Еще о Сибири. Сибирь надо использовать как «пре­ пятствие», она нужна как «фон» для создания «сильного характера» (Крав- ков это учел). Сибирь прямо навязывает нам свои бо­ гатства. Надо только прийти к ней и «володеть и княжить». Время наше жестокое. Часто еще и те­ перь на постройке рвется рабочая коман­ да и леса потрясаются мощным ревом: — Растреляааать! С лесов летят вниз разоблаченные предатели и расхитители. Но писатель не должен «пугаться» жиз­ ни. Он должен понять, что нет утверж­ дения без отрицания. Чтобы утвердить новое, надо перешагнуть через старое. Вот только перешагнуть надо просто, строго и мудро, без ненужного крив­ лянья (это, мол, нам что, пустяки), без ненужного надрыва и «упадочничества». Для всего этого нужно только шагать в ногу с тем классом, который сейчас один и может быть назван авангардом человечества. Идти — значит бороться. Значит, еще и еще раз надо говорить о нашей «тех­ нической отсталости», о форме, о стиле, о военизации, индустриализации и т. п. НЕ БУДЕМ НЕБЛАГОДАРНЫМИ ТЫЛОВИКАМИ На съезде художников представитель Сибоно сказал, что нам не нужны ника­ кие «измы», кроме реализма. Делегат от Иркутска И. Л. Копылов17очень удачно в своем докладе доказал закономерность развития форм в искусстве. Парируя вы­ пады представителя Сибоно, Копылов сказал: — Крепость возрождения искусств бу­ дет взята. Но войдут, и даже с музыкой, тыловики. Проходя мимо уже захвачен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2