Сибирские огни № 008 - 1990
из степи. Тогда его голос звонок и убе дителен. С людьми из города Урманову труд нее. В борьбе с ними он грузнеет, и го лос его глохнет... У Глеба Пушкарева большой хороший лоб и дергающееся усталое лицо (по следствия отравления газами в миро вую войну). Оттого, что лоб у Пушкарева спокоен, а глаза и лицо мятутся, образ его дво ится. Кажется, что лоб светлой тяже стью своей должен затормозить беспо койную беготню этого человека, усадить его за стол с пачкой чистой бумаги. Бу мага эта должна покрыться торопливы ми колечками букв, слов, строк. Но Пушкарев «министр», у него семья, долг. Он бегает, а бумага лежит чистая. У писателя служба, семья, собрания, тысячи мелочей, которые снимают го лову «не большой горой, а соломинкой». Только один человек во всем Сибир ском союзе писателей освободил себя от забот о завтрашнем дне. В редакцию он обычно вбегает, стукает о стол шапкой, валится на стул и кричит вам, не обращая внимания на то, заняты вы или нет. — Ну, слушай, и книгу я нашел! Вот язык! Резко щелкает пальцами и подпрыги вает. — Слово звенит! Хватает со стола шапку и снова бьет ее о стол. Ваши бумаги вспархивают, как стая вспугнутых голубей. — Слушай, ты обязательно прочитай! Можно заранее поручиться, что авто ром книги окажется или перс, или индус, или китаец. Этот человек влюблен в слово, как па харь в зерно. Он ласковой рукой собира ет зерна-слова для того, чтобы щедро и густо бросить в глубокие и по-земляному теплые бороздки своих стихов. Летом живет на Алтае. Проживает семь рублей в месяц. Каждую осень бывает в Москве. Зимует в маленьких сибирских городишках около газет. Все имущество его — несколько книг и смена белья. Но он богаче всех нас, единственный в Сиби ри свободный зодчий. Столичные журналы печатают его регу лярно. Сибирь он любит больше России, хотя сам из «расейских», земляк Сергея Есенина. Он курносоват, голубоглаз, ро стом не велик, но большелоб. Фамилия его — Ерошин. СЛИПШИЕСЯ СТРАНИЦЫ Как трудно перелистывать страницы журнала. Они кажутся слипшимися. Кровь густо пропитала весь художест венный отдел. В пятнадцати-двадцати вещах, печата ющихся каждый год, мы найдем заживо сожженных, зарубленных топорами, шашками, утопленных в проруби, уби тых прикладами, застреленных из ре вольверов, убитых из винтовок в спину, заколотых штыками, погибших от само суда, повешенных, изнасилованных и зараженных сифилисом, подвергшихся истязаниям, поркам, умирающих от го лода, сыпняка и т. д. На войне как на войне. Тематически до последнего времени на первом месте у сибирского писателя стоя ла гражданская война, на втором — го ды голода и военного коммунизма. К те мам послевоенным писатель повернул только в 1926 году. Были в журнале ребятишки, деревен ские коммунисты, красногвардейцы Сей- фуллиной, заводские люди Караваевой, питерские рабочие Изонги, партизаны и коммунисты Гольдберга и Уткина, совра- ботники и летчики Итина, крестьяне и красноармейцы Пушкарева, Коптелова, Урманова, «золотые головы» —подполь щики Шугаева, охотники и приискатели Кравкова, Мартынова и Скуратова и т. д. Но в большинстве случаев и новые люди проходят перед читателем на фоне боев, пожаров и голода. Конечно, время обязывало и навязы вало темы, давало фабулу, мясо которой часто оказывалось в прямом смысле че ловеческим мясом. Но виноват и писа тель. Его повести и рассказы за это вре мя прямо какие-то записные книжки охотников за черепами. Действительно, не литература, а литпушнина, притом плохо, торопливо снятая и посаженная (эти упреки в полной мере могут быть брошены и автору настоящего фельето на). Плохо же заготовленная пушнина или правится, пересаживается на скла дах, или с громадной уценкой идет на местный рынок. Если мы выделим «партию» экспорт ной «пушнины» — вещи Сейфуллиной, Итина, Гольдберга и др.,—то у нас оста нется порядочное количество «брака». Судьба этого «брака» и его поставщиков может оказаться весьма плачевной. За писные книжки «охотников за черепами» могут быть перечитаны и использова ны настоящими мастерами. Мастер, пе ребрав нашу плохо «посаженную» лит- пушнину, размочит ее, пересадит (на ко стяк своего сюжета), выделает, перекра сит и сошьет себе шубу (роман). И никто не узнает имен безвестных поставщиков сырья. Критики будут правы, если станут говорить только о мастере. Мы слабы технически. Об этом надо говорить. Мы очень надеемся на свои богатства (пушные, золотые и т. п.), и в результате наш писатель раскладывает по полочкам (по главам) необделанные самородки золота, сырые шкурки соболя. В беспорядке сваленные самородки и со боля еще не литература — это просто ку ча сырья, из которой волен брать каж дый. Для примера можно указать на таких писателей, как Гольдберг, Итин и Копте- лов. Первые двое формально высоки, по следний низок. Но скажу, что малозна чимое содержание не спасет никакая форма. Предположим (только предположим), что Гольдберг и Итин делают свои вещи из меди. Но они делают свои вещи. Коп- телов же пока только поднимает само родки. Мы радуемся: вот, мол, мы какие богатые, вот у нас какое золотое дно (ма териала). С радостью, мысленно и весьма
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2