Сибирские огни № 008 - 1990
нится. Нам кажется, что она ей больше к лицу, чем все новые наряды. Анна Караваева родом с Урала. В Си бири жила долго. «Литературно роди лась» в Барнауле. Оттого, что у Карава евой «две» родины, она иногда путает уральскую флору с сибирской. Но это ошибки, т(ак) с(казать), ботанические, а не литературные. Разговаривая, она сильно машет ру ками и старается казаться грубее, чем есть на самом деле. В литературе она тоже старается... вернее, не старается, а торопится, от этого ее вещи хуже то го, что она может дать. Как-то Карава ева писала: — О чем бы я ни писала, я всегда думаю о нашей борьбе, о своей партии, о ее великом пути... Это хорошо. Но плохо, что это вид но в ее повестях. Читатель часто видит, как она думает о путях партии и забы вает о путях литературы. Печатается Караваева в «Красной но ви» и «Новом мире». Начала литератур ную работу она в «Сибирских огнях» в 1923 г. Исаак Гольдберг живет в Иркутске, но часто печатается и перепечатывает ся в России. Творчество его поэтому можно считать вполне экспортным. Гольдберг, как и Итин, чисто бреет ся, аккуратно стрижется, тщательно одевается. Он шапку надевает осторож но, как лавровый венок, боясь помять и ее и свои пышные волосы. Гольдберг знает, что в Сибири он сейчас первый мастер. Глаза у Гольдберга большие, влаж ные, и кажется, что они больше дума ют, чем ненавидят. А ведь этот человек в пятом году бегал по улицам с револь вером за поясом, сидел в тюрьме, от бывал ссылку. Царское правительство сделало доброе дело — оно показало сибирскому писателю Сибирь. Не верится, чтобы Гольдберг сам, по своему желанию, поехал в деревню, в тайгу. Трудно себе представить, как он смог бы лечь спать в избе на полу. Ведь у него так хорошо разглажены брюки и всегда чист цветистый галстучек. Гольдберг очень грамотен, он никог да не скажет лишнего или корявого слова. От этого бывает скучно. Гольдберг наметавшейся рукой стро ит чистенькие деревянные домики сво их рассказов. Читатель послушно идет за писателем и заранее знает, что он проведет его через светлые сени в ма ленькую переднюю. Там писатель пред ложит читателю снять шубу и просле довать за ним в комнаты, где вымы тые полы старательно покрыты пест рыми дорожками половиков... Иногда Гольдберг заведет в один из этих домиков буйную компанию гу ляк или боевую ватагу партизан, по дожжет его со всех сторон. В горящем доме даже поднимется стрельба и будут разрывы бомб. Но читатель может быть совершенно за себя спокоен — ни одна пуля не заденет его, горящая балка не ожиданно не свалится ему на голову. Опытный писатель своевременно отве дет читателя в сторонку. Иногда кажется, что Гольдбергу нуж но поехать в тайгу и срубить себе но вую просторную избу. О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВОЗДУШНЫХ ЗАМКОВ Ленин сказал, что каждая кухарка должна научиться управлять государ ством. Поэтому у нас писателя берут за шиворот и говорят — ты должен быть председателем шефкуста. Но что писателю куст, когда он уже был председателем земного шара (Ве- лимир Хлебников)? Каждый писатель и поэт хочет, по меньшей мере, построить один воздуш ный замок. Им возражают, что это строительство не предусмотрено Сиб- планом. Им предлагают удовлетворить свой писательский зуд в стенгазете или стать «министрами». Наполеон был в таких случаях прак тичнее. Он говорил: — Как кокеток не следует брать в жены, так и писателей не надо брать в министры. Из нас упорно делают «министров», т. к. эти должности предусмотрены шта тами всех наркоматов. Результат — из нас выходят плохие «министры» и пло хие писатели. Беда сибирского писателя в том, что у него нет досуга. Писатель не выпол няет своей основной работы — он слу жит, он имеет общественную нагрузку. Писательство же не считается ни на грузкой, ни основной работой. Иногда доходит до курьезов. Писатель пишет в стенгаз — его хвалят, говорят, что он общественный работник. Писатель пе чатается в журнале, выпускает отдель ным изданием в Г'ИЗе свою книгу — его ругают, он не ведет общественной ра боты (?!). Обо всем этом достаточно говорилось на первом сибирском съезде писателей в прошлом году. Но у нас по-прежнему почти нет времени для своей основной работы. Отсюда — кустарничество, отрывки из романов, повестей и даже рассказов, которые если и будут кончены, то очень не скоро. Характерно, что ни один пи сатель, живущий в Сибири, не написал романа. Роман — это досуг, это отре шенность на месяцы от какой бы то ни было работы, это вороха книг, это на стоящий воздушный замок. Ухо строи теля должно слышать только удары своего молотка и звон кующегося ма териала. Но мы ведь должны говорить о пя тилетии «Сибирских огней», а не о ма териально-правовом положении писа теля... Да... но будем все же осторож ней в наших оценках его работы. Мно го он не сделал не потому, что не су мел. Писатель из «Сибирских огней» — сплошь совслужащий, а часто при этом еще и коммунист. Будем осторожны, но и строги. Кое- что надо поставить в вину и писателю. Есть у нас неплохой поэт А. Оленич- Гнененко, Он так «заслужился», что с некоторой опаской даже оглядывается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2