Сибирские огни № 008 - 1990
Попадают только наиболее упорные и одаренные. В журнале ежегодно появляются пять-семь новых имен поэтов и белле тристов. Они приходят в большинстве случаев из комсомольского, рабочего и крестьянского молодняка. Пять-семь принятых и десятки отвергнутых. От вергнутые попадают в число обрабаты ваемых. Редакция правит и режет их рукописи, ругает, хвалит, но не печата ет. В печать обрабатываемые попадают через два года, через год. Первое время они удивляются, что в их рассказах по явились вещи, о которых они не думали и не писали. Потом они смиряются и начинают думать и писать о том имен но, о чем нужно, и редакция печатает их вещи без поправок. Так создается активный баланс жур нала. ПУШНИНА ЭКСПОРТНАЯ У нас установился обычай вывозить все лучшее «за границу». Понравится, не понравится загранице наш товар, нужен он ей или не нужен — неважно. Важно в балансе показать солидную цифру вывоза. Вывозом своим, впрочем, мы можем похвастаться. Вывезли мы не какую-ни будь заваль, а товар первосортный. Но об этом ниже. Сейчас же уместно сказать о злокозненности нашего заграничного покупателя. Появляется на нашем рынке хороше го качества литпушнина. Заграница не замечает. В своих бюллетенях равно душно констатирует — стихи и расска зы бледны, провинциальны... Так было, когда у нас начинали печататься Уткин, Скуратов, Караваева. Едут Уткин, Скуратов, Караваева «за границу» (в Москву), помещают в мо сковских журналах свои, иногда уже напечатанные в Сибири, вещи. Москва хвалит, отмечает, выделяет. Теперь, ес ли автор, хоть раз хорошо прошедший на московском рынке, снова выступит в провинции со слабой вещью, а рядом с ними будут вещи более яркие, но авто ров, еще не «торговавших» с Москвой, Москва обязательно напишет: — Рассказы, стихи бледны, провинци альны. Выделяются стихи...— следует фамилия знакомого ей поэта. Таким образом, мы заранее можем сказать, что отзыв на настоящий но мер нашего журнала будет такой: — Рассказы и стихи однообразны и серы. Выделяются стихи Джека Алтау- зена. Джек Алтаузен слабее Л. Мартынова, но он уже печатался в Москве, Марты нов же еще не печатался, поэтому его стихи замечены не будут. Видимо, у столичных рецензентов есть свой литературный Госплан или Нар- комторг, согласно «регулирующим» предположениям которых выходит, что в провинции могут быть вещи только ма лоценные, а писатели только начинаю щие. Чем же иным можно объяснить, на пример, что рецензент «Красной Нови» квалифицировал на страницах этого уважаемого журнала нашего Исаака Гольдберга как писателя начинающего. Рецензент был так «снисходителен», что даже нашел выступление Гольдберга до вольно удачным. Словом, мы стоим перед фактом же сточайшей уценки продукции сибирско го писателя за то только, что она (про дукция) сибирская. Такая несуразная конъюнктура рын ка, вероятно, еще долгое время будет вызывать у сибирского писателя стрем ление к реализации своих заготовок «за границей». Даже больше — она будет стимулировать выезд писателя в центр. К тому же страна наша еще не инду стриализована и почти не заселена, и рынок ее малоемок. Все это, вместе взятое, вероятно, и обусловило выезд из Сибири Всев. Ива нова, Лидии Сейфуллиной, Вал. Прав- духина, А. Караваевой, Иос. Уткина, М. Скуратова, Вл. Заводчикова, Дж! Алтаузена и др. Всеволод Иванов и Лидия Сейфуллина занимают сейчас в русской литературе одно из первых мест. Всев. Иванов из Сибири вывез целые пушные сокровища. В Москве он из вы везенного нашил себе таких шуб, что сибиряк, встречаясь с ним, только рука ми разводит. Люди же российские, и притом не искушенные по части этно графии, ему верят безоговорочно, ве рят, что в Сибири только такие шубы и носят. Не будем и мы опровергать своего земляка. Ведь то, что считается недопу стимым в этнографии, допускается в литературе. На этот счет придуманы да же специальные оправдательные терми ны — экзотика, романтика и т. д. Вообще же Всеволод Иванов не нуж дается ни в оправданиях, ни в опровер жениях. Он просто крепкий коренастый человек с круглым увесистым кулаком и с крутой, широкой и жадной ноздрей. Глаза у него, вероятно, очень хит рые, крестьянские (хотя он и рабочий). Но их не видно под полумаской огром ных роговых очков. Лидия Николаевна Сейфуллина, жен щина с наружностью одного из степных южных нацменьшинств. В первое вре мя в Сибири она боялась простудиться, поэтому в литературу вышла в теплом сибирском малахае, туго надетом на оренбургский платок. Но краеведы этого не заметили. Но писательница быстро акклимати зировалась и стала ходить исключитель но в сибирских мехах. Хотя мы подо зреваем, что с оренбургским платком писательница все же не расставалась. Успех у нее был шумный. Выехала из Сибири она по собственному желанию. Своими выступлениями способствовала прославлению своей «литературной» ро дины. В настоящее время живет в Ленингра де. Но есть слух, что старая сибирская шуба у нее еще цела и тщательно хра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2