Сибирские огни № 008 - 1990

сывая в железку дрова, усердно рыл свой якутский багаж. Наконец он из­ влек картину, написанную им самим в ссылке. На картине передний план за­ нимали цветы, невероятные по цвету и по размеру. Автор заверил присутству­ ющих, что все это им нарисовано «до­ бросовестно и точно». С «добросовест­ ностью» все согласились. Тумаркин пишет сейчас с Кавказа, что он мечтает снова о работе в журна­ ле, как влюбленный юноша... Как же нам забыть их... Лидия Николаевна Сейфуллина, жен­ щина несдержанная по части всяких слов, занимала три должности — секре­ таря редколлегии Сибгосиздата, секре­ таря редколлегии журнала и еще была у нее должность на всех литературных заседаниях и собраниях. Должность эта заключалась в том, что Лидия Никола­ евна защищала литературу и начинаю­ щих писателей. Если же с ней не согла­ шались, то она весьма красноречиво стучала пальцем себе по лбу, потом по столу и говорила несоглашающемуся: — Вот вы кто, товарищ! К моменту выхода второго номера в редакции стал работать Вивиан Азарье- вич Итин. Сейфуллина прозвала его «спящим царевичем». Но это не совсем верно. Итин часто смотрит на вас, но не ви­ дит, слушает вас, но не слышит. Итин всегда сам в себе. Но у него хороший слух и большие глаза. Итин слушает и смотрит только то, что хочет и когда хочет. Итин спокойно независим. Он знает, как делаются рассказы и стихи, он учит этому искусству молодых поэтов. Он сам умеет крепко сделать повесть, поэму. Итин читает американские журналы и чисто, аккуратно бреется. Он иногда ка­ жется джентльменом, смотрящим на мир несколько свысока. Он свои повести стрижет тщательно, как голову, и скоб­ лит бритвой, как щеки. Его работы хо­ рошо отполированы. Они всегда холо­ дят руки. В 1923 году в редколлегию был введен Вениамин Давидович Вегман. С его по­ явлением началась у нас в журнале «историческая полоса». В. Д. во вред своим прямым обязанностям (заведова­ ние Истпартом), во вред ему (Истпарту) тащил в журнал из него и из Сибархива все, что находил ценным. Сибистпарт и Сибархив явно страдали, а централь­ ные печатные истпартовские органы, вместо того чтобы бить тревогу, стали хвалить наш журнал, объявили его од­ ним из лучших своих изданий. В. Д. был доволен, но читатели не очень. Вегман долго жил в Вене. От этого ему легче сидеть в театре, чем в архиве или в редакции. От этого он охотнее пи­ шет рецензии об операх, чем о книгах. Вегман человек одаренный. Он пишет свои воспоминания, как художник. Но он необычайно молод, несмотря на свои пятьдесят три года. Молодость, конечно, не вина, а беда. Она не дает возмож­ ности Вениамину Давидовичу спокойно посидеть за столом и написать то, что он может и что он должен написать. Пока что Вениамин Давидович бегает, ругается, присутствует и фотографиру­ ется. В редакции «Сибирских огней» В. Д. всегда неожиданный, быстрый и ворч­ ливый гость. Он редко говорит спокой­ но, он ругается. Но он не может гово­ рить громко. Поэтому можно работать в то время, когда он ругается. Много людей перебывало в редколле­ гии за пять лет. Всех не перечесть Только, надо сказать прямо, такие иног­ да попадались приемщики, что не толь­ ко там телеутку, скажем, от енисейской не отличали, но просто не знали — вы­ ходная эта белка, невыходная или под- поль она. Хорошо ли она посажена и изобихожена. Ничего не знали. Можно было бы, конечно, порекомен­ довать им почитать сочинение Сергея Ивановича Орлова «Пушная шкурка и уход за нею» (издание Сибкрайиздата, 1925). Хорошая книга для начинающих редакторов и писателей. Ну, да куда там. Разгорались поэтому в редколлегии бои. Спецы-старожилы воевали с ново­ селами. По-разному кончались стычки. Но «в общем и целом» спецовская ли­ ния восторжествовала. Сортировка у нас теперь, можно сказать, стоит на должной высоте. 25 ПРОЗАИКОВ И 39 ПОЭТОВ Конечно, дело не в количестве, а в ка­ честве. Но раз мы заговорили о балансе, да еще активном, то надо его выводить. В журнале появились имена писате­ лей старшего поколения — И. Гольдбер­ га, А. Новоселова 3, Ан. Сорокина, П. Дра- верта4, А. Оленич-Гнененко, Г. Пуш­ карева, Ф. Березовского, Ст. Шилова5, Г. Вяткина, П. Казанского6 и др. Напечатались знатные «иностранцы» — Ю. Либединский, Н. Асеев, П. Оре­ шин7 и др. Один раз прислал «письмо на родину» Всеволод Иванов (рассказ «Амулет»). Журнал не только собрал старых пи­ сателей Сибири, но выявил, выпесто­ вал новых. Через его страницы пришли в литературу 25 прозаиков и 39 поэтов. Среди них — Л. Сейфуллина, А. Кара­ ваева, В. Итин, А. Каргополов, М. Крав- ков, К. Урманов, Ф. Тихменев, Н. Дуб­ няк, П. Далецкий, Р. Фраерман, А. Коп- телов, М. Никитин8, А. Шугаев, П. Стри- жков, Е. Анучина, Ив. Ершин, Л. Мар­ тынов, Н. Изонги9, Г. Павлов10, И. Ут­ кин, М. Скуратов, К. Беседин11, Б. Бла­ годатный12, С. Марков, А. Козлов13, И. Мухачев, А. Шеренгин14, В. Заводчи­ ков15, В. Непомнящих16 и др. За семью-восемью десятками печатав­ шихся и печатающихся идут безвест­ ные шеренги молодняка. Молодняк упорно бомбардирует редакцию сотня­ ми рассказов, стихов, повестей. Но путь к журнальным страницам всегда лежит через волчьи ямы редак­ ционных корзин и неумолимые колюч­ ки редакторских перьев. Не каждому и не многим суждено попасть в печать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2