Сибирские огни № 008 - 1990
сывая в железку дрова, усердно рыл свой якутский багаж. Наконец он из влек картину, написанную им самим в ссылке. На картине передний план за нимали цветы, невероятные по цвету и по размеру. Автор заверил присутству ющих, что все это им нарисовано «до бросовестно и точно». С «добросовест ностью» все согласились. Тумаркин пишет сейчас с Кавказа, что он мечтает снова о работе в журна ле, как влюбленный юноша... Как же нам забыть их... Лидия Николаевна Сейфуллина, жен щина несдержанная по части всяких слов, занимала три должности — секре таря редколлегии Сибгосиздата, секре таря редколлегии журнала и еще была у нее должность на всех литературных заседаниях и собраниях. Должность эта заключалась в том, что Лидия Никола евна защищала литературу и начинаю щих писателей. Если же с ней не согла шались, то она весьма красноречиво стучала пальцем себе по лбу, потом по столу и говорила несоглашающемуся: — Вот вы кто, товарищ! К моменту выхода второго номера в редакции стал работать Вивиан Азарье- вич Итин. Сейфуллина прозвала его «спящим царевичем». Но это не совсем верно. Итин часто смотрит на вас, но не ви дит, слушает вас, но не слышит. Итин всегда сам в себе. Но у него хороший слух и большие глаза. Итин слушает и смотрит только то, что хочет и когда хочет. Итин спокойно независим. Он знает, как делаются рассказы и стихи, он учит этому искусству молодых поэтов. Он сам умеет крепко сделать повесть, поэму. Итин читает американские журналы и чисто, аккуратно бреется. Он иногда ка жется джентльменом, смотрящим на мир несколько свысока. Он свои повести стрижет тщательно, как голову, и скоб лит бритвой, как щеки. Его работы хо рошо отполированы. Они всегда холо дят руки. В 1923 году в редколлегию был введен Вениамин Давидович Вегман. С его по явлением началась у нас в журнале «историческая полоса». В. Д. во вред своим прямым обязанностям (заведова ние Истпартом), во вред ему (Истпарту) тащил в журнал из него и из Сибархива все, что находил ценным. Сибистпарт и Сибархив явно страдали, а централь ные печатные истпартовские органы, вместо того чтобы бить тревогу, стали хвалить наш журнал, объявили его од ним из лучших своих изданий. В. Д. был доволен, но читатели не очень. Вегман долго жил в Вене. От этого ему легче сидеть в театре, чем в архиве или в редакции. От этого он охотнее пи шет рецензии об операх, чем о книгах. Вегман человек одаренный. Он пишет свои воспоминания, как художник. Но он необычайно молод, несмотря на свои пятьдесят три года. Молодость, конечно, не вина, а беда. Она не дает возмож ности Вениамину Давидовичу спокойно посидеть за столом и написать то, что он может и что он должен написать. Пока что Вениамин Давидович бегает, ругается, присутствует и фотографиру ется. В редакции «Сибирских огней» В. Д. всегда неожиданный, быстрый и ворч ливый гость. Он редко говорит спокой но, он ругается. Но он не может гово рить громко. Поэтому можно работать в то время, когда он ругается. Много людей перебывало в редколле гии за пять лет. Всех не перечесть Только, надо сказать прямо, такие иног да попадались приемщики, что не толь ко там телеутку, скажем, от енисейской не отличали, но просто не знали — вы ходная эта белка, невыходная или под- поль она. Хорошо ли она посажена и изобихожена. Ничего не знали. Можно было бы, конечно, порекомен довать им почитать сочинение Сергея Ивановича Орлова «Пушная шкурка и уход за нею» (издание Сибкрайиздата, 1925). Хорошая книга для начинающих редакторов и писателей. Ну, да куда там. Разгорались поэтому в редколлегии бои. Спецы-старожилы воевали с ново селами. По-разному кончались стычки. Но «в общем и целом» спецовская ли ния восторжествовала. Сортировка у нас теперь, можно сказать, стоит на должной высоте. 25 ПРОЗАИКОВ И 39 ПОЭТОВ Конечно, дело не в количестве, а в ка честве. Но раз мы заговорили о балансе, да еще активном, то надо его выводить. В журнале появились имена писате лей старшего поколения — И. Гольдбер га, А. Новоселова 3, Ан. Сорокина, П. Дра- верта4, А. Оленич-Гнененко, Г. Пуш карева, Ф. Березовского, Ст. Шилова5, Г. Вяткина, П. Казанского6 и др. Напечатались знатные «иностранцы» — Ю. Либединский, Н. Асеев, П. Оре шин7 и др. Один раз прислал «письмо на родину» Всеволод Иванов (рассказ «Амулет»). Журнал не только собрал старых пи сателей Сибири, но выявил, выпесто вал новых. Через его страницы пришли в литературу 25 прозаиков и 39 поэтов. Среди них — Л. Сейфуллина, А. Кара ваева, В. Итин, А. Каргополов, М. Крав- ков, К. Урманов, Ф. Тихменев, Н. Дуб няк, П. Далецкий, Р. Фраерман, А. Коп- телов, М. Никитин8, А. Шугаев, П. Стри- жков, Е. Анучина, Ив. Ершин, Л. Мар тынов, Н. Изонги9, Г. Павлов10, И. Ут кин, М. Скуратов, К. Беседин11, Б. Бла годатный12, С. Марков, А. Козлов13, И. Мухачев, А. Шеренгин14, В. Заводчи ков15, В. Непомнящих16 и др. За семью-восемью десятками печатав шихся и печатающихся идут безвест ные шеренги молодняка. Молодняк упорно бомбардирует редакцию сотня ми рассказов, стихов, повестей. Но путь к журнальным страницам всегда лежит через волчьи ямы редак ционных корзин и неумолимые колюч ки редакторских перьев. Не каждому и не многим суждено попасть в печать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2