Сибирские огни № 008 - 1990
было б здоровье. Но в какой мир вступа. ют наши дети, и как им жить в нем? Как не оказаться нм в эпицентре того «бала Сатаны», который вершит и правит се годня индустрия масс-культуры, захлесты вающая страну. Когда, надев наушники, ребята не слышат ничего, кроме «тяжело го металла» и других видов рока, когда они наизусть знают репертуар «Дип Пёрпл» и прочих рок-групп, но не помнят имени-отчества своего деда, а на вопрос — кто вы по национальности, ничтоже сумняшеся, отвечают: «Советские». Мы го. ворили о том, что, живи Маяковский се годня, он бы тоже не захотел жить «в ми ре без Россий и Латвий». Но более всего говорили о том, что наши дети вступают в мир, где стало меньше доброты. Ожесточение в народе сейчас? Да, ко нечно. Наверное, по этому показателю мы занимаем одно из первых мест в мире. Был разрушен тонкий слой христианской цивилизации, ограничивавший в человеке зверя. Был создан культ насилия, когда было осквернено все, во что верил народ. «Перевоспитание» новых поколений шло интенсивно. Через шизофренические идеи всюду видеть врага. Через братоубийст венную гражданскую войну. Через «обо стряющуюся классовую борьбу». Через коллективизацию и массовый террор. Че рез немыслимые жестокости и несправед ливости второй мировой войны. Через све дение человека, личности к роли насеко мого, которого можно в любой момент прихлопнуть. Как тут было не возникнуть ожесточению?! А сегодня — сегодня, ког да задышалось вольней и можно говорить, не боясь, что думаешь, обнаружилось столько прорех и неурядиц, что многие просто не верят в добрые перемены. Так уже бывало в нашей истории, писал же Карамзин: «Зло, к которому мы привыкли, для нас чувствительно менее нового добра, а новому добру как-то не верится». К то му же сейчас, когда дело идет к полной демократизации нашей государственной жизни, у многих возникла новая боязнь: вдруг и на этот раз, как некогда, поя вится на пороге некий бравый матрос (ес тественно, в более высоком звании) и гар кнет: «Расходитесь, караул устал». Что де лать, последние десятилетия мы жили в «тихом омуте», и много чертей развелось. Как изгнать эту чертовщину, эту «не чистую силу» (персонаж одной из самых горьких и по-народному звучных баллад автора «Чистой силы»)? «Как этот дом перекроить? Как эту жизнь переиначить?» .— последние страницы творчества Балача- на, по существу, насквозь пронизаны эти ми вопросами и попытками дать на них ответы. Верней, одной большой попыткой, которую он последовательно, с присущей ему «настырностью» (даже порой слиш ком прямолинейно) стремится осущест вить. Это попытка, исходящая из стерж. ня его мировосприятия: главное для, че ловека — действие, работа. В ней спасение души — и земли. Пусть, говорит он, об ращаясь к своему герою, кое для кого «шурупик ты, как будто в механизме, и винтик ты, и приводной ремень», пусть «и сегодня ты зовешься — фактор. Спасибо! — человеческий хотя»,— пусть это, к не счастью, еще так, но когда человек берет ся за свое кровное дело, он в нем — царь и бог, и черт ему не страшен, и никто над ним не властен: Руки мои в пыли, Ноги мои в пыли. Плечи мои в пыли — Много на мне земли. Я тяжело иду. Все у меня — в виду: Поле и дом в саду... Думаю на ходу: Доля моя сия — Царь я земли всея: Дома —моя семья. В поле —моя земля. Землю свою пахал. Зерна в нее пихал. Ветер не утихал. Сам я не отдыхал. Всходы бы мне спасти — Будут хлеба расти. Будут хлеба цвести — Взгляда не отвести. Сделал я все, что мог. Трактор в степи заглох. Силы пошли мне, бог, Переступить порог... По всей своей структуре — по тактово му ритму, по нетрадиционной стро фике, «работающими» на главную мысль, это стихотворение, «Усталость», представляется мне одним из лучших в нынешней сибирской поэзии, мастерски на писанных и обращенных к человеку, кото, рый прочно стоит на своей земле. Скепти ческий читатель, может быть, отчасти бу дет прав, сказав: ведь это довольно-таки редкий по нынешним временам случай, да же несколько идеальная ситуация, ведь над этим пахарем стоят «семеро с лож кой», верней, сидят по своим кабинетам и диктуют ему, как прежде, что и когда ему сеять. Ну, отвечу я, во-первых, этот па харь уже начинает круто сбрасывать дик тат «семерых», а во-вторых, правда, по беда, будущее — за такими людьми. Мне жаль, что Балачан, по его собст венному признанию, уже больше года как не пишет стихи (и не знает, когда начнет снова) — ушел в публицистику, воюет с омскими мелиораторами и агропромом. Он ведь многое еще может сделать в поэ зии: я не сказал о целом ряде его стихот ворных «сказов», где щедро плещется и «сибирский говорок», и доброе чувство юмора. У него, крестьянского сына, нет ни какого «антиурбанизма», напротив, ему чужд спор меж урбанистами и «патриар хальщинами»; он пишет: «Но спор идет. В нем — неприязнь и зависть! //А солнце над землею каждый день //Восходит, оди наково касаясь //И городов, и сел, и де ревень». Вообще, понятия «объектив ность» и «поэзия» трудно совместимы: Ба лачан один из тех немногих, кому это сов- вмещение дается... И уж совсем удивила меня его любовная лирика — это откро вения человека, идущего к шестому десят ку, понимающего с грустью, что «буйства глаз и половодья чувств» уже не вернуть, но — любящего так же страстно и тре петно, как тридцать лет назад, к тому же понимающего суть женской красоты со всей умудренностью зрелого человека. Пи сать ему еще стихи и писать!.. Но понять его уход в публицистику то же можно: в его родной Барабинской сте пи может произойти нечто гибельное, она вся может стать болотом, если мелиорато ры ее «заканалят»...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2