Сибирские огни № 008 - 1990
Ст. ЗОЛОТЦЕВ БОЯЗНЬ ЗАБЫТЬ СЛОВО, ИЛИ ПИСЬМА ДРУГУ В СИБИРЬ О сень. Уже отсентябрило, и повсю ду витает горьковато-терпкий за пах вспаханной и перекопанной земли, мешаясь с хмарью дыма костров, которые жгут в садах, сбирая опавшую листву. Здесь, на реке, над уже коченею щей синевой этот осенний дурман слабеет, уступая место запахам смолы в бортах плоскодонок и пожухлой осоки. Сижу в челноке, поставленном на прикол в обме левшей за лето заводи. Неподалеку отсюда, у села, где некогда родилась будущая же на варяга Игоря, ставшего киевским кня зем, паромщица Ольга,— пороги, потому сюда не заходят пароходы и вода не обыкновенно чиста. Легкие, светлейшие волны плещут и плещут по борту плоскодонки, и в плеске их слышится мне сейчас самое свет лое славянское имя: — Светлана... В моем деревенском доме тихо, но я ушел сюда, чтобы побыть одному: слиш ком «ушибла» меня весть из столицы от моего тамошнего земляка, весть о том, что умерла его жена-поэтесса. Как «щедр» на потери оказался этот год!.. Нет уже моего лучшего из старших друзей Сергея Поли карпова,— а, казалось, он от природы был заряжен такой былинной силой, что жить бы ему сто лет. Ушел фронтовик-десант ник Александр Балин, до седых волос остававшийся мальчишкой в душе. И вот теперь — Светлана Кузнецова... Никогда еще выражение «ушел в расцвете сил» не обретало для меня такую скорбно-зримую плоть, как в этом году. Часто мне вспоминаются, мой сибирскии друг, твои строки: «Страшное время! Ка ких запалили коней!» Зачем Светлана ослушалась завета Твар довского, любившего ее стихи, завета, ко торый он часто давал молодым поэтам: не предрекать в стихах свою судьбу, не оп ределять ее сроки. Ведь ей-то лучше мно гих ведомо было, что поэзия есть проро чество. Зачем предсказала: «Я безымян ной солдаткой кану //В точно назначенный срок». Или вот это, написанное задолго до смерти: «...Как мало было куплено мной лет. //Как ненадолго мне себя хва тило!»... Не знаю— по крайней мере, в ее поко лении — поэтессы более русской, еще точ ней, более славянской. И — более сибир ской, при всем уважении и симпатиях к работе целого ряда одаренных сибирячек — художниц стиха. Она достигла глубо чайшего проникновения в нравственно- Фрагменты будущей книги. психологический мир женщин.славянок, чьи предки издавна обжили российскую Азию, кровно породнившись со многими местными племенами и народностями, многое восприняв из особенностей их на туры, быта, труда, взглядов на жизнь и на землю. Эта многооттеночная амальгама на. родного характера и выражалась Светла ной предельно самобытно: кажется, она не просто стихи творила, но создавала каж дый раз своего рода «привороты», «обе- рёги», «заговоры», вершила народно-по этический сказительный обряд. Ее мета форика пронизана музыкой присловий, на певов, передававшихся из века в век, сло жена из фольклорно-интонационных ре чений и устных оборотов, присущих лишь ее землякам. И при всем том — это творчество глубоко современного художника, остро чувствую щего и воспринимающего родной мир в объ еме и истории: Долинная страна, мой долгий дом, Опять сквозь сон меня к себе покличет. Для азиатки Азия —как долг: Долг крови, долг земле и долг обличью. Не считано, не взвешено, не меряно, А просто так вот взято и доверено, Но, может, нет сегодня тяжче бремени, Чем пониманье Азии во времени. Это тяжкое бремя она несла с необычай ным для современного человека достоин ством... Я знал и знаю нескольких талант ливых женщин — творцов литературы, и каждая из них заслуживает своего вопло щения в искусстве. Об одной хочется пи сать стихи, другая достойна того, чтобы ее изваять в мраморе, жизнь и лик третьей просятся быть изображенными на холсте. А вот о Светлане Кузнецовой (конечно, будь я к тому способен) хотелось бы снять кинофильм. Я не шучу, не до шуток: ее «Соболиная тропа», вышедшая в «Сибирской лире»,— это поэтический сценарий дра матического фильма о судьбе простой рус ской женщины, о судьбе горевой, тернис той, часто слезной, но непокорной и гор дой, знавшей буйное цветение, оставившей после себя много золотых зерен добра и света. Вот лейтмотив этой картины: «Вид но, мне не напрасно на долю досталось //Это счастье — не счастье и угол — не дом. //Я не зря из семьи, которой давалось //Все в жизни с большим трудом». Да, не зря она была из семьи золотоискателей... Но, знаешь, какими бы были первые кадры такого фильма? Нет, не о «стара тельстве». ...Не знаю, доводилось ли тебе (вряд ли, ведь сибирская деревня, несмот ря на все потери, не была такой, «обезмужи. ченной» после войны, как село в северо- западной России) видеть, а вот мне — до-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2