Сибирские огни № 008 - 1990
пают на этом фоне судьбы героев пове сти. Как художник, исследователь челове ческой души В. Мурзаков в повести «Го лоса за стеной» несомненно сделал шаг вперед. Можно даже с уверенностью сказать, что он поднялся на качественно новую ступень в своем творчестве, кото рая характерна уже более высоким уровнем социального и философского обобщения, а также всевозрастающей тревогой за судьбу нашего, раздираемо го противоречиями, общества. Очевидно и то, что писатель пересматривает (если сказать точнее — корректирует) свои взгляды на взаимоотношения человека и общества. Если в середине 70-х годов В. Мурзаков вполне солидаризировался с русской пословицей, которая гласила: «Ищи в себе, а не в селе» (читай — не в обществе, не в социальной системе), то в повести «Голоса за стеной» прозаик уже предъявляет самый серьезный счет общественной нашей системе, способной безжалостно покалечить судьбу отдель ной личности (Анатолий Малин — крас норечивое тому доказательство). Я бы, правда, не стал утверждать, что такой поворот во взглядах и позициях В. Мурзакова был чем-то исключитель но резким и неожиданным, что он даже, может быть, — дань нынешним пере строечным веяниям. Перестроечные про цессы свою положительную роль, разу меется, тоже сыграли в происшедшей метаморфозе. Однако она не была ни внезапной, ни стремительной. Социаль ное начало всегда присутствовало в про изведениях В. Мурзакова. Другое дело, что не всегда уравновешивалось нравст венными, духовными поисками автора, находилось по большей части как бы в их глубокой тени. Но вот в произведени ях последних лет — а это и пьеса «Где живет домовой?», и рассказ «Баклажан», и статья «Нужны ли привилегии нашим детям?» — заметно усиливающееся вни мание именно к социальной сфере чело веческой жизнедеятельности, к взаимо зависимости и взаимовлиянию духовного и социального начал в процессах обще ственного развития, что и нашло наибо лее, пожалуй, удачное отражение в по вести «Голоса за стеной», где в единое целое слились художник-гуманист и бо. леющий за судьбы общества гражданин. Хотелось бы, чтобы органическая эта цельность оставалась и в дальнейшем характерной и определяющей чертой творчества В. Мурзакова, своеобразным фирменным знаком самобытной его про зы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2