Сибирские огни № 008 - 1990
ции надо что-то срочно предпринимать. В принципе, и Степан и, особенно, Людмила, поклявшаяся сделать для под руги все возможное, готовы детей взять под свою опеку. И порыв их естественен: оба они, в целом, неплохие, жизнью не избалованные, работящие люди с боль шим запасом нерастраченного душевного тепла. Но... «Но» этих много — как социально-бы тового, так и нравственно-этического по рядка — и встают они перед героями по вести труднопреодолимым частоколом. Здесь и материальные трудности (ни у Степана, ни у Людмилы, кроме койки в общежитии, ни кола, ни двора), и слож ности правового характера, связанные, в частности, с опекунскими делами. Одна ко и не это оказывается для них самым трудным. Самая большая сложность заключа лась в них самих. Новое их положение заставляло пристальней всмотреться в себя, попытаться понять, а способны ли они на добро самой высокой пробы, способны ли на истинное милосердие, которое наверняка круто перевернет всю их прежнюю жизнь? А причин для таких сомнений, убеж даемся, узнавая прошлое и настоящее Людмилы и Степана, немало. Дело в том, что в лице главных героев повести «Голоса за стеной» В. Мурзаков отразил целый — и весьма обширный — пласт людей, чьи корни глубже казенного койко-места не проросли. И чаще всего это не их вина, а их беда, ибо, как пра вило (есть, конечно, и исключения — вспомним хотя бы известного уже нам шофера Локтева), вынуждены они мы каться не по своей воле и желанию. Возникающие при этом нравственные деформации имеют далеко идущие по следствия. Отсутствие прочных корней и привязанности лишают таких людей четких жизненных ориентиров, смысла существования. И, как ни печально, прав Степан, на вопрос «зачем он живет?», отвечавший воспитателю в общежитии с горькой иронией: «Только, чтобы кушать и какать». Вот почему за горячим Люд милиным желанием взять на воспитание чужих детей, помимо чисто материнско го невостребованного инстинкта (своих детей у нее никогда не было), видится еще и отчаянная попытка пустить глу бокие корни, по-настоящему зацепиться за жизнь, обрести в ней, наконец, цель и смысл. Людмиле это в конце концов действи тельно удается. На наших глазах, в пре делах повествовательного времени, начи нает обретать она себя в новом качестве —женщины-матери, и дает, в общем-то, единственно верный в ее непростом по ложении ответ на вопрос о том, каким на деле должно быть добро. Автор, правда, далек от того, чтобы все свести к благополучному и радостному концу; читая, прекрасно понимаешь — это лишь начало и новоявленной матери предстоят нелегкие испытания. Тем не менее, провожаем мы Людмилу с малы шами, улетающими с нею на материк, с небеспочвенной надеждой и оптимизмом. А вот Степан своей части (более, надо заметить, легкой и менее хлопотной) вы павшего им с Людмилой испытания не выдержал. Он тоже пытался «бороться за человека в себе», но безрезультатно. С одной стороны, потому, что оказался ду ховно не таким сильным и цельным, как Людмила (по меткому определению участкового Кромова — «без хребта му жик»), а с другой — и это не менее, если не более существенно, — постоянная не стабильность, несбалансированность его существования, которым он никогда и не пытался особенно-то противостоять, приобретает в жизни Степана необрати мый характер. «Все, что ему было отпущено приро дой, все, что называется добротой, лю бовью, нежностью, желанием быть от цом, мужем, все это растряслось в тряс ких железнодорожных вагонах, осталось где-то на общежитских койках, а если какая малость и уцелела, так только на то, чтобы жалеть и по-своему любить Людмилу». Вот отчего «инстинктом он чувствовал опасность в этих маленьких, несчастных и беззащитных человечках». Вот почему Степану было ясно, что не годен он для такого дела, за которое с таким жаром ухватилась Людмила. В разговоре о повести «Голоса за сте ной» нельзя обойти молчанием образ уча сткового Кромова. И потому, что фигу ра эта связывает воедино сюжетные ли нии произведения, и потому, что нети пичный участковый, которого коллеги полупрезрительно окрестили «гуманис том», как раз и стал воплощением истин ного, реального, а не казенно-формаль ного гуманизма. Ведь, пожалуй, единст венным из облеченных властью лиц, кто принял не показное, а живое, настоящее участие в судьбе Анатолия Малина, де тей Надежды Поповой, в обнаружении подлинного убийцы, наконец, и был Кро- мов. Справедливо усомнившись в винов ности Малина, он сделал все, что мог, чтобы убедить в том следствие и суд. Сознательно он идет и на долж ностное преступление во имя высшей справедливости, разрешив Людмиле увез, ти чужих детей. Душой, сердцем он по нял эту женщину, поверил, что это именно тот человек, который нужен сей час сиротам. Да и вообще Людмила оказалась на Севере с его «подачи». Именно он, Кро- мов, дал Людмиле телеграмму-вызов по сле того, когда настоящая сестра Надеж ды Поповой, сославшись на объективные причины, отказалась приехать на похо роны и перепоручила сдать сирот в дет дом. Присмотревшись к Людмиле, млад ший лейтенант понял, что не ошибся, а потому «душа его не противилась». Как всегда, выпукло, рельефно, доско нально и точно прописан у В. Мурзако- ва социальный фон: и мрачная неухо женность, затхлость рабочих общежитий со скудной жизнью их обитателей, и еще менее привлекательный быт северного поселка на варварски искореженной бес хозяйственностью земле нефтяного При- полярья, косность и идиотизм его жиз ни... И обнаженней, ярче, резче просту
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2