Сибирские огни № 008 - 1990
жело сознавать, есть горькая реальность наших дней. Горькая хотя бы потому, что, в отличие, скажем, от детдомов пер вых послевоенных лет, заполненных детьми погибших в Великую Отечест венную, воспитанники современных детских домов в большинстве своем — сироты при живых родителях. Дети в опасности! Так, наверное, очень кратко можно охарактеризовать сложив шуюся ныне ситуацию. Этой отправной посылкой руководствовалась и совет ская общественность, создавая детский фонд, который, по убеждению его орга низаторов, — не просто денежная копил ка, а прежде всего защитник интересов детей от всех тех, кто эти интересы уще мляет. И не случайно в уставе фонда оговаривается, что вкладом может счи таться любое посильное деяние в пользу всех детей, нуждающихся в нашей забо те и внимании. И пьесу В. Мурзакова, полную глубокого участия и сострадания к ребячьим судьбам, можно считать сво еобразной лептой писателя в гуманней шее и благороднейшее это дело. Хотелось бы обратить внимание вот еще на какую особенность творчества В. Мурзакова. В постоянном своем ин тересе к человеческой личности он не избирателен. Для него, в принципе, не имеет значения ни профессия, ни соци альное положение, ни общественные за слуги тех, о ком он пишет. А важен прежде всего их внутренний мир, все ленная их личности. И неудивительно поэтому, что героями В. Мурзакова ста новятся порой люди самых нижних со циальных этажей. С одним из таких персонажей (Старик) мы уже встреча лись в повести «Мы уже ходим, мама», с другими имеем возможность познако миться, прочитав, например, рассказы «Здравствуй, Тоня!» и «Баклажан». Оба они тесно взаимосвязаны. Безы мянный пациент психбольницы из рас сказа «Здравствуй, Тоня!» чем-то очень близок рабочему магазина по кличке Баклажан из одноименной новеллы. Мо жет даже создаться впечатление, что это как бы две части одного повествования и что Баклажан —не кто иной, как вы шедший из психушки герой рассказа «Здравствуй, Тоня!» Тем более что, как сообщает автор, Баклажан действитель но появился в магазине «прямо из боль ницы». Да и по поведению своему он смахивает на человека, у которого не все дома: реагирует на все «тупо, как человек, не окончательно проснувший ся», а когда что-то вспоминает, то «вос поминания его смутные, неопределен ные». Но это лишь внешние приметы их род ства. По-настоящему же объединяет их стремление своим микромиром вновь соединиться с макромиром общественно го бытия, частью которого они когда-то были и из которого по недоразумению или трагическим обстоятельствам выпа ли. Не случайно так упорно и целеустрем ленно герой рассказа «Здравствуй, То ня!», поступивший в больницу с полным провалом памяти, пытается вспомнить свое прошлое. Вспоминая, он восстанав ливает себя как личность и наводит мос ты в окружающую реальность, У Баклажана стремление к контакту с внешним миром выражается «необъяс нимой тягой к знакомству» с новыми людьми. Но люди, с которыми он стал кивался, видели в нем, как правило, объект «для насмешек и немудрящих шуток» и считали, что это «и есть глав ное назначение Баклажана в жизни». Между тем, обращает наше внимание автор, была «в его (Баклажана — А . Г.) безразличии гордыня человека, оконча тельно опустившегося и махнувшего на себя рукой. Но гордыня его так глубоко спрятана, что большинство ее не заме чает и считает Баклажана попросту ма лахольным». Замечание это принципиально, по скольку в нем отчасти ключ к понима нию и того отчуждения, которое посто янно испытывает герой рассказа, и той трагедии, которая произойдет с ним в финале. А сюжет рассказа «Баклажан» доволь но скоротечен. Некая, пресыщенная благами и удовольствиями торговая да ма — завбазой «с доступом неограничен ным» — случайно оказалась в магазине (директриса была ее приятельницей), где трудился Баклажан, и, увидев его, решила забрать с собой. Как вещь, как приглянувшуюся игрушку. Дома она спокойно сообщила Баклажану: «Я тебя купила по безналичному расчету... Ты мой раб!» Однако экзотический «раб» быстро надоедает новоявленной рабовла делице, на очереди у молодящейся торго вой королевы сановные любовники и на шего героя попросту вышвыривают на улицу. Он идет на вокзал, пытается по кончить с собой под колесами поез да... В последней сцене новеллы мы ви дим Баклажана обезображенного, без обеих рук, собирающим подаяние в под земном переходе. Соединения «миров», как видим, не произошло. На краткий миг вырвавшись со дна безрадостного бытия, Баклажан оказался ввергнутым в пучину еще более безжалостного, безнадежного отчаяния. Знакомясь с историей Баклажана, чи татель, вероятно, задастся вопросом, а не сгустил ли писатель краски, бросив сво его героя под поезд? Не попахивает ли это дешевой мелодрамой? С одной стороны, резон в таком сом нении действительно есть — ведь Бакла жан едва ли не живой труп в своем без различии к жизни, и поступок, им со вершенный, вроде бы противоречит ло гике его существования. Но с другой... Вспомним про глубоко запрятанную его гордыню, о которой упоминает автор в начале рассказа. Или еще об одной де тали, которую подчеркивает писатель в образе жизни Баклажана, а именно: «была в безразличной механистичности его существования какая-то смутная уг роза...» «Гордыня» и «угроза». Ощущение соб ственной, равной другим, личности и глухой протест против ее непонимания и неприятия окружающими.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2