Сибирские огни № 008 - 1990
мом деле нетрудно заметить, что схему своего любовного рандеву герои Мурза- кова явно позаимствовали из плохих (зато массовых) книг и фильмов. Между тем и Федор Ильич, и Маша — натуры изначально чистые, нравственно здоро вые; чувства их не есть просто кратко временный эмоциональный всплеск, разрядка от делового напряжения. Вот почему, принимая условия и антураж «делового» адюльтера (ну, раз так заве дено, раз об этом на полном серьезе пи шут солидные журналы, показывают в кино и по телевидению), герои повести «Ищи в себе» тут же непроизвольно про тив них и восстают. Может быть, и пото му еще, что в полной мере чувствуют свою ответственность за поступки, ибо за их плечами семейный груз, работа, добрая репутация — все то, что нажи вается десятилетиями, что в одночасье, как рукавицу, не сбросишь. Ни измен, ни двойной жизни героев в повести «Ищи в себе» мы так и не об наружим. Но «недостаток» этот как раз и укрепляет нашу читательскую веру в подлинность и чистоту чувств этих бес хитростных и душевно красивых людей. Повесть «Ищи в себе» не ограничива ется взаимоотношениями Маши и Зуба кина. Как и всегда у В. Мурзакова, со циально-бытовой контекст произведения густ и плотен. И благодаря своей способ ности за деталью, рядовой, казалось бы, житейской подробностью увидеть нечто гораздо большее и значительное, писате лю удается создать зримый облик совре менного селянина с его тревогами и за ботами. Даже не акцентируя внимания на каких-то хозяйственных проблемах, В. Мурзаков дает ясное представление о жизнедеятельности типичного совет ского совхоза, в котором обитают и с которым кровными узами связаны герои повести «Ищи в себе». А вот от повести «Паводок» (1979) оста ется противоречивое ощущение. Рассказывается в ней о строительстве степного гидроузла, который, как это во дится, вознамерились сдать раньше пла новых сроков. Отсюда, естественно, по вышенное трудовое напряжение; риско ванные технические идеи (в данном слу чае — отводной тоннель); размежевание на этом экстремальном фоне героев про изведения на карьеристов - авантюрис тов и добросовестных, не гоняющихся за славой, работников; наконец, непремен ное ЧП в виде неожиданного, вопреки прогнозам, паводка. А если добавить сюда еще встречающиеся в тексте не раз технологические описания и подроб ности, то сам собой напрашивается вы вод, что перед нами типичная «производ ственная» проза со всеми присущими ей схемами и штампами. Во всяком случае, здесь В. Мурзаков к ней гораздо ближе, чем в любой из других своих вещей. И все же... И все же автор пытается остаться са мим собой, раскрывая через будни ха рактеры своих героев, их бытие, накла дывая на жесткую схему производствен ных связей живую ткань человеческих отношений. Во многом ему это действи тельно удается. Используя, в общем-то, расхожие про изводственные конфликты, В. Мурзаков в то же время не стремится к искусствен ному их обострению и нагнетанию дра матизма. Это происходит исподволь, на капливается постепенно из каких-то те кущих сбоев, неурядиц, прорех как в собственно деловой, производственной, так и в органически с ней связанной личной жизни персонажей, которой ав тор в повести уделяет не меньшее вни мание. Не наблюдаем мы в повести «Паводок» и резкой противопоставленности одних героев другим, хотя каждый из них, не сомненно, индивидуальность и спутать их трудно. Причем писатель, похоже, больше озабочен тем, чтобы найти не черты различия, а точки соприкоснове ния, некое объединяющее их начало. Читатель, разумеется, без особого труда разберется, к каким полюсам тяготеют те или иные персонажи повести, но на верняка обратит внимание и на то, что явных антагонистов среди них нет. Взять, например, противостояние на чальника стройки Худаева и шефа про ходчиков тоннеля Улыбина, с одной стороны, и прораба Соловьева — с дру гой. Если первые двое «честолюбивые пахари» и их подхлестывает «постоян ная жажда признания», то последний лишен этого комплекса. Но, как только начинается настоящая работа, требую щая полной самоотдачи, обнаруживается у них, всех их объединяя, высокая про фессиональная гордость — черта важ нейшая, в характере человека дела опре деляющая, черта, подмеченная В. Мур- заковым еще в ранних рассказах. Но автор «Паводка» отдает себе отчет, что работа высвечивает в человеке не только положительные его стороны. В ситуации с тем же незапланированным половодьем писатель достаточно убеди тельно показывает, что, в итоге, не лег ковесный Улыбин, которому, по его же словам, был так «нужен счастливый случай или молниеносная карьера», ока зывается на высоте положения, когда случай сей подвернулся, а никогда не стремившийся выделиться Соловьев, для которого работа была не средством дос тижения каких-то целей, а просто жиз нью. В отличие от большинства других произведений В. Мурзакова, повесть «Паводок» прошла почти незамеченной читателями и критикой. С полной уве ренностью трудно сказать, отчего так случилось. Но не в последнюю очередь, наверное, и потому, что кое в чем писа тель стал как бы самоповторяться, эк сплуатировать уже найденные им и оп робованные художественные решения и образы. Улыбин, скажем, очень напоми нает Локтева из повести «Мы уже хо дим, мама», а Соловьев во многом вы шел из Романцова («Начальники»), Мож но провести и ряд других параллелей. Но речь не о типологической общности ге роев. Речь о том, что в них начал исче зать (и в «Паводке» это хорошо заметно) столь необходимый для обогащения и развития образа элемент новизны и нео жиданности. И хотя автор вроде бы ни в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2