Сибирские огни № 008 - 1990
рой ему (да и ей тоже) не видать настоя щего счастья. В. Мурзаков расстается со своим геро ем в начале нового витка его жизни, ког да Локтев, оставшись у «разбитого коры та», пытается нащупать выход из угла, в который он сам себя загнал («Сергей по стоянно думал, как все исправить, но ни чего не придумывалось»). Прежде, чем окончательно распро щаться с Локтевым, мы знакомимся еще с одной любопытной фигурой, неожидан но возникшей на пути Сергея, — фигу рой вроде бы эпизодической, даже слу чайной (подумаешь — подсел в дороге в машину попутчик, от нечего делать рас сказал о себе!), фактически никак не связанной с предыдущими событиями, тем не менее принципиально важной для более углубленного понимания об раза главного героя, его драмы. История, которую рассказывает автор о локтевском попутчике — пекаре геоло гической партии по кличке Старик, — представляет собой своего рода литера турную матрешку — повесть в повести. Такой композиционный прием писатель выбрал не случайно. Он позволяет авто ру соотнести две развивающиеся неза висимо друг от друга, но в итоге оказы вающиеся перед одними и теми же, в сущности, морально - этическими и нравственными проблемами, человече ские судьбы, соотнести, чтобы четче про следить тот путь, на который ведет ложное понимание свободы и независи мости, вообще тесно связанное с пред ставлениями о смысле и ценности жизни. В отличие от Локтева, Старика «петух клевал» крепко. С тринадцати лет, в Трудную послевоенную пору, Старик в колхозе «под мешком», работал наравне со взрослыми. А юношей он на многие годы попадает в колонию — всего за шапку украденного колхозного зерна отвалили ему по жестоким законам ста линской эпохи полной мерой, «да еще с верхом». В родную деревню Старик не вернулся, остался после лагерей на Се вере. Короче говоря, навидался и нахле бался всякого. Впору от всей души посо чувствовать изломанному жизнью че ловеку. Но, как не спешит автор осуждать Локтева, так не торопится он и с сочув ствием Старику. И на это у него тоже есть причины. Дело в том, что уголовником и потом бродягой-сезонником, скитающимся по геологическим партиям, Старик стал... по собственному желанию. Та самая несча стная шапка зерна была украдена вовсе не от голодного отчаяния, как нередко тогда и случалось. «В урки записался Старик», наслушавшись легенд о фарто вой зэковской жизни. То есть, как ви дим, на примере человека уже иного, чем Локтев, поколения, В. Мурзаков как бы подтверждает весьма близкую ему мысль о том, что далеко не всегда в не- сложившейся жизни виноваты только обстоятельства. Больше того, убежден писатель, зачастую и не в них славная причина, а в существе самой личности. Несмотря на разницу в возрасте и био графиях, в чем-то главном и Старик, и Локтев схожи. Может быть, в том, что оба, в свое время сознательно оторвав шись от родной почвы, от корней, поте ряли прочные связи с миром и превра тились в перекати-поле. Подспудно Локтев чувствует это. Рас сказ старика о себе его одновременно и волнует, тревожит, и раздражает. «Пус тил жизнь по ветру и доволен...» — ду мает Сергей, слушая исповедь Старика, но в глубине души понимает, что почти то же самое (оттого и злится) может сказать и о себе. С той лишь, пожалуй, разницей, что доволен-то собственной жизнью к моменту их первой встречи больше сам Локтев. А от того, наверное, он, Локтев, слепо отдавшийся стихии жизни, и нуждается в сочувствии гораз до больше. Он, а не Старик, который давно все понял о себе, и не первый раз уже пытается наладить какую-то новую, гораздо более осмысленную, основа тельную и полезную жизнь. В нем зреет, заполняет его (чего как раз остро не хватает Локтеву) потребность быть кому-то нужным, необходимым — не важно кому: непутевой ли женщине, с которой он безрезультатно пытался свя зать жизнь, или подобранному на улице щенку. Потребность Старика находит, наконец, достойное применение: никогда не имев ший настоящей семьи, детей, он с жа ром берется помочь живущей с ним по соседству молодой чете, как собственно го внука, самозабвенно нянчит их ребен ка. И когда с отцом малыша случается несчастье, Старик, не раздумывая, берет годовалого Никитку на свое попе чение... И еще раз Старик оказывается локтев- ским попутчиком. Теперь уже с малы шом, которого взялся доставить в Моск ву, куда уехали его родители. «Выглядел Старик вполне счастливым, он все сю сюкал над своим внуком, повторяя одни и те же фразы: — А что мы скажем маме, когда приедем? Мы уже ходим, мама, вот что мы скажем маме». На наших глазах самая обычная жи тейская фраза приобретает особый смысл и значение, ибо «мы» здесь не только сделавший первые шаги ребенок, но и сам Старик, пробующий новую для него жизненную стезю, обретая на ней духов ную в себе прочность и устойчивость. Ну, а Локтеву, с которым читатель расстается теперь уже окончательно, еще предстоит сказать эти, исполненные глу бокого смысла, слова. А в то, что —при дет час — и Сергей тоже их сможет се бе сказать, верится. Потери близких лю дей (смерть матери, уход Ларисы), встре чи со Стариком не прошли для него бес следно: нравственная переориентация, перестройка души началась и в нем. Повесть «Мы уже ходим, мама» вызва ла большой интерес всесоюзного читате ля. Она стала лауреатом журнала «Наш современник» (1976 г.), где впервые была опубликована, за лучшее прозаическое произведение года. Для творчества же В. Мурзакова вещь эта стала по-своему этапной. Во-первых, повестью «Мы уже ходим, мама» В. Мурзакову в разгорев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2