Сибирские огни № 008 - 1990
сказах «Проходчики» и «Начальники»1) не лишены как известной доли автобиог рафизма, так и ощутимого тематическо го производственного уклона. Хотя ска занное вовсе не значит, что рассказы эти сделаны полностью по шаблонам рас цветающей в 70-х годах «производствен ной» прозы или, тем более, героико-ро мантических опусов об отважных ны нешних первопроходцах. А опасность качнуться в ту или иную сторону моло дого писателя подстерегала немалая. Ведь персонажи обоих рассказов — проходчики горных тоннелей, буровики, ведущие поиск нефти, — во-первых, са мые что ни на есть производственники, а, во-вторых, люди тех самых профес сий, одно название которых вызывало романтический экстаз. Однако, к чести начинающего литера тора, он сумел найти свой собственный путь. В отличие от собратьев по литера турному поколению, также осваивав ших тему современного сибирского Се вера (В, Поволяев, А. Проханов, напри мер), В. Мурзаков постарался избежать как кондовой таежной экзотики и ту ристского толка лубочной романтики, так и натужного трудового героизма, вызванного разного рода ЧП и экстре мальными ситуациями. Правда, в рассказе «Начальники» ЧП тоже случается (один из буровиков по лучает во время работы травму), но это чрезвычайное происшествие до того обыденно-предсказуемое и предчувствуе мое всеми в рассказе (на старом, изно шенном оборудовании оно не сегодня- завтра все равно бы случилось), что и «чрезвычайным-то» его язык не повора чивается называть. Показать, раскрыть своих героев В. Мурзаков старается прежде всего че рез их будни. Путь, конечно, менее эф фектный, но художественно наверняка более эффективный. С помощью незна чительных, казалось бы, но точных, емких и запоминающихся деталей и под робностей автору вполне удается пере дать характеры неординарные, натуры сильные и цельные. Говоря газетным штампом, мы видим людей, влюблен ных в свое дело, гордящихся своей про фессией, в которой они умеют все (Зай цев из рассказа «Проходчики» с перфо ратором управляется, как «иные с лож кой», а его старший напарник Серегин — вообще «профессор в бурении»). И гордость эта не показная, не декла ративная. Она — органическая часть постоянно владеющего душой мурзаков- ских героев (и не только в ранних его вещах) состояния. Не случайно тот же Зайцев с молодой горячностью подчер кивает при каждом удобном случае, что он «проходчик всех забоев», а Серегин, который «всю жизнь клял распрокля тую свою работу», «теперь, когда у него 1 В первоначальной редакции назывался «Ро манцов». Рассказ этот, написанный в 1971 году, по малопонятным сегодня причинам (причина, соб ственно, одна—слишком правдиво, живо и убеди тельно показал автор бесхозяйственность и бе зответственность в «валютном цехе» страны — сибирских нефтеразработках) смог появиться в печати только спустя 18 лет («Сибирские огни», 1989, № 3). все в доме было да и на книжке поря дочно, он вдруг стал цепляться за эту работу». Не мыслит себя вне своей про фессии и главный герой рассказа «На чальники», буровик Романцов, который признается однажды студенту-практи- канту, от имени которого ведется по вествование: «Мне лишь бы бурить, а где, это не важно». Но при всем при том здесь не пре словутое «счастье в труде». Счастье в художественном мире В. Мурсакова — понятие куда более сложное и много гранное, ибо тесно связано и с поисками смысла жизни, и с нравственным само совершенствованием, и обретением себя как личности, ну и, конечно же, — с семьей, семейно-бытовыми отношения ми. Первое крупное произведение В. Мур- закова так и называлось — «Семья», а рассказывалось в нем о трудном про цессе создания молодой семьи. Буровик Михаил Лиховатый со своей будущей супругой познакомился случай но. Привезли как-то к ним на буровую трех девиц для трудоустройства. С одной из них он и познакомился, точнее ска зать — взял под защиту от перепивших бригадников. Как человек, привыкший многое делать с нерассуждающей бесша башностью, он и в семейную свою жизнь бросился, как в ледяную прорубь на спор, не задумываясь, что его за этим ответственным шагом ждет. Впрочем, ему под стать была и ново явленная супруга его — Клавдия, вос принявшая поначалу неожиданное свое замужество как игру, комедию, которая скоро должна кончиться. Но она же пер вая и поняла, что все гораздо серьезней, что это действительно начало их сов местной жизни. Испытания молодых ждали нелегкие, хотя, наверное, и самые обычные, вернее — типичные для большинства только на родившихся советских семей: в данном случае — это бытовая неустроенность, обостренная особыми условиями Севера, но, главное, — трудная психологическая ломка, в результате которой два разно родных начала соединяются в единое целое, ту самую ячейку, которая, как мы с детства знаем, составляет основу, кир пичик общества. Внимательно прослеживает В. Мурза ков путь молодых супругов друг к другу. Проще и легче всего (так частенько в жизни и бывает) оказалось сойтись под одной крышей. Настоящее же соедине ние, всем ходом повествования доказы вает автор, становится возможным толь ко тогда, когда, уважая друг в друге лич ность, супруги проникнутся взаимной ответственностью за семейное бремя, по чувствуют себя равноправными соучаст никами в создании домашнего очага, без которого, как ни крути, вряд ли возмож но рассчитывать на полноценное счастье. Создавая свою семью, супруги Лихова. тые делают немало ошибок, а то и прос то глупостей, показывая норов и харак тер. Дело доходит даже до разрыва: од нажды, распалив свое, уязвленное же ной, мужское самолюбие, поддавшись
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2