Сибирские огни № 008 - 1990
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Алексей ГОРШЕНИН ДРАМЫ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ НАД СТРАНИЦАМИ ПРОЗЫ ВАЛЕРИЯ МУРЗАКОВА В алерий Мурзаков вошел в литера туру в начале 70-х годов вместе с поколением прозаиков, которых в свое время не совсем удачно окрестили «сорокалетними». В пестром и противо речивом этом поколении В. Мурзаков по духу ближе к тем своим литератур ным однокашникам, которые отлича лись обостренным вниманием к пов седневной, обыденной, близлежащей жизни, к рядовой, но оттого не менее са моценной человеческой личности. Если по застарелой привычке нашей критики рассортировывать текущую ли тературу по узким литературоведчес ким ячейкам, попытаться как-то клас сифицировать прозу В. Мурзакова, то сразу же можно оказаться в^ затрудни тельном положении. С одной стороны, налицо некоторые внешние признаки так называемой «производственной про зы» (особенно в ранних вещах писате ля): со знанием дела выписанная жизнь современного предприятия, фигуры геро. ев-тружеников — строителей, проходчи ков, буровиков, заводских и сельскохо зяйственных рабочих. А с другой—поч ти полное отсутствие традиционных для такого рода литературы (и давно набив ших оскомину) сюжетных коллизий, конфликтов, узко-специфических про изводственных страстей при весомо, в то же время, основательно заявленной В. Мурзаковым бытовой, личной сторо не существования его персонажей. При чем она-то, бытовая сторона, в произве дениях омского писателя не является всего лишь фоном, «оживляжем» произ водственного бытия. Как справедливо от метил критик Э. Шик, «общественно производственные и семейно-бытовые сферы» в творчестве В. Мурзакова «на столько взаимопроникают, что отделить одно от другого невозможно»1. ' Э. Ш и к. В холодной Сибири не так уж холодно. Омское кн. изд-во. 1983, с. 182. Подозреваю, однако, что самому-то пи сателю и в голову не приходило делить жизнь своих героев на те или иные сфе ры. И быт, и работа для них — единый поток, единая стихия бытия, в которой трудно выделить приоритеты. Потому с равной заинтересованностью рассказы вает В. Мурзаков о работе и семейных взаимоотношениях своих героев, их со циально-бытовых и духовных пробле мах. И это уже позиция, позиция креп ких реалистических корней, питающих ся соками русской классики. Ну, а фор мироваться она начала с первых само стоятельных шагов В. Мурзакова в ли тературе. И, разумеется, не только под воздействием благотворных литератур ных влияний. Роль их была, скорее, под спудной, опосредованной. А вот соб ственная жизненная практика действи тельно во многом непосредственно спо собствовала творческому самоопределе нию В. Мурзакова. Родился Валерий Николаевич Мурза ков в 1940 году в Саратове, но большая часть его жизни прочно связана с Си бирью. Здесь прошло его, пришедшееся на военные и послевоенные годы, дет ство со всеми характерными для той по ры тяготами и лишениями. Здесь он окончил школу, а затем и Омский сель скохозяйственный институт по специаль ности инженера-геодезиста. После ин ститута проводил топографические съемки для геологов Якутии, строил гид ротехнические тоннели на Токтогуль- ской ГЭС в Киргизии, на Лисановском гидроузле в Казахстане. Немалый запас наблюдений и впечатлений дала рабо та тележурналиста... Ранние произведения В. Мурзакова (а как самобытный, умеющий сказать свое слово прозаик он заявил о себе в рас- 6 Сибирские огни Лг5 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2