Сибирские огни № 008 - 1990

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Алексей ГОРШЕНИН ДРАМЫ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ НАД СТРАНИЦАМИ ПРОЗЫ ВАЛЕРИЯ МУРЗАКОВА В алерий Мурзаков вошел в литера­ туру в начале 70-х годов вместе с поколением прозаиков, которых в свое время не совсем удачно окрестили «сорокалетними». В пестром и противо­ речивом этом поколении В. Мурзаков по духу ближе к тем своим литератур­ ным однокашникам, которые отлича­ лись обостренным вниманием к пов­ седневной, обыденной, близлежащей жизни, к рядовой, но оттого не менее са­ моценной человеческой личности. Если по застарелой привычке нашей критики рассортировывать текущую ли­ тературу по узким литературоведчес­ ким ячейкам, попытаться как-то клас­ сифицировать прозу В. Мурзакова, то сразу же можно оказаться в^ затрудни­ тельном положении. С одной стороны, налицо некоторые внешние признаки так называемой «производственной про­ зы» (особенно в ранних вещах писате­ ля): со знанием дела выписанная жизнь современного предприятия, фигуры геро. ев-тружеников — строителей, проходчи­ ков, буровиков, заводских и сельскохо­ зяйственных рабочих. А с другой—поч­ ти полное отсутствие традиционных для такого рода литературы (и давно набив­ ших оскомину) сюжетных коллизий, конфликтов, узко-специфических про­ изводственных страстей при весомо, в то же время, основательно заявленной В. Мурзаковым бытовой, личной сторо­ не существования его персонажей. При­ чем она-то, бытовая сторона, в произве­ дениях омского писателя не является всего лишь фоном, «оживляжем» произ­ водственного бытия. Как справедливо от­ метил критик Э. Шик, «общественно­ производственные и семейно-бытовые сферы» в творчестве В. Мурзакова «на­ столько взаимопроникают, что отделить одно от другого невозможно»1. ' Э. Ш и к. В холодной Сибири не так уж холодно. Омское кн. изд-во. 1983, с. 182. Подозреваю, однако, что самому-то пи­ сателю и в голову не приходило делить жизнь своих героев на те или иные сфе­ ры. И быт, и работа для них — единый поток, единая стихия бытия, в которой трудно выделить приоритеты. Потому с равной заинтересованностью рассказы­ вает В. Мурзаков о работе и семейных взаимоотношениях своих героев, их со­ циально-бытовых и духовных пробле­ мах. И это уже позиция, позиция креп­ ких реалистических корней, питающих­ ся соками русской классики. Ну, а фор­ мироваться она начала с первых само­ стоятельных шагов В. Мурзакова в ли­ тературе. И, разумеется, не только под воздействием благотворных литератур­ ных влияний. Роль их была, скорее, под­ спудной, опосредованной. А вот соб­ ственная жизненная практика действи­ тельно во многом непосредственно спо­ собствовала творческому самоопределе­ нию В. Мурзакова. Родился Валерий Николаевич Мурза­ ков в 1940 году в Саратове, но большая часть его жизни прочно связана с Си­ бирью. Здесь прошло его, пришедшееся на военные и послевоенные годы, дет­ ство со всеми характерными для той по­ ры тяготами и лишениями. Здесь он окончил школу, а затем и Омский сель­ скохозяйственный институт по специаль­ ности инженера-геодезиста. После ин­ ститута проводил топографические съемки для геологов Якутии, строил гид­ ротехнические тоннели на Токтогуль- ской ГЭС в Киргизии, на Лисановском гидроузле в Казахстане. Немалый запас наблюдений и впечатлений дала рабо­ та тележурналиста... Ранние произведения В. Мурзакова (а как самобытный, умеющий сказать свое слово прозаик он заявил о себе в рас- 6 Сибирские огни Лг5 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2