Сибирские огни № 008 - 1990
враждебно - отталкивающие своим яв ным противоречием состоянию духа на рода того времени. Непонятность эта иногда вызывала у людей дикий, гоме рической силы хохот! Ненужная роскошь утонченного ис кусства и дико утонченная ис кусственная по своим формам жизнь буржуазии (людей, пользовавшихся ска зочными богатствами) среди этих творе ний искусства, как предметов бытовой обстановки,— вызывала к ним (буржу ям) такую ненависть народа, жившего в примитивных условиях, а часто в нуж де и навозе,— которая приводила людей к бешенству и к жажде разрушения ве щей, служивших ненавистным барам. Вот так, с презрением ненависти, непо нятным теперь, отвергались народом многие исторические памятники боль шой художественной ценности и остава лись на их местах пустыри или стави лись бездарные слепки цемента, прини мавшиеся как произведения искусства только потому, что они сотворены самим пролетариатом и из пролетарского мате риала. Так был снесен и Храм Христа Спасителя с его розарием на цокольном холме. Снесен как капище поповской пропаганды, рассадник контрреволюции. Религия — дурман народа, поповская служба — служба утверждения власти царя и буржуев! Не столько понадоби лось место под храмом для постройки мифического Дворца Советов, послужив шего предлогом для снесения Храма, сколько именно уничтожить возмож ность организации в храме опорного пункта контрреволюции, уничтожить памятник, способный будить религиоз ные чувства и чувства национального самосознания. противопоставляемого пролетарскому интернационализму. Этот продукт технического и художест венного творчества (не народа, а буржу азии) — в образе каменного храма, да еще и размалеванного внутри выдаю щимся буржуазным (из казаков) худож ником Суриковым КАЗНИЛИ, как по тенциального врага пролетариата. «Террор среды», в буквальном смысле, в то время протекал с особой силой, ведь шла активная, открытая борьба! Терро ру были подвергнуты и люди, и вещи, способные влиять на психику людей, за то на щит было поднято все, что про славляло пролетариат и революцию, что для пролетариата было «своим». Таким своим оказался и бесталанный мастер портретной живописи — Бродский, писавший прославленных народных вождей, вождей революции на торжест венных ритуалах съездов и заседаний правительства, на парадных выходах и прогулках. Бродский был человек, не отшатнувшийся от пролетариата, не ис пугавшийся революции, и пролетариат щедро оплачивал его работы. Мастер жил трудом своей профессии. На своих полотнах он отразил дух того времени, наивно - торжественную парадность вставшего у власти пролетариата, в то время полуграмотного рабочего, матро са, представителя крестьянства — сол дата. Интеллигенция, по степени своей культурности стоявшая ближе к буржу азии, служившая у буржуазии,—испу гавшись, отшатнулась от революции пролетариата. Она по цивильному духу своему оказалась совсем не подготовлен ной ни к жестокой борьбе революции, ни к управлению разбушевавшимся наро дом, когда нужна была жесткая воля, способная вести за собой, знавшая, ку да она ведет мятущийся народ, только тогда за ней шли. Шли и за ре волюцию, и против нее, в сторону контр революции. Бродский, как придворный живописец его величества пролетариата, свою зада чу выполнил, оставил грядущим поколе ниям свидетельства жизни и работы пращуров на заре революции, в том ви де, как она проводилась (метод воздей ствия на зрителей тот же царственно- пышный, бравурно - героический, при нятый от буржуазии). В благодарность за это руководство Питерского пролета риата решило увековечить Бродского, назвав его именем улицу, веду щую к музею живописи — Русскому музею. Здесь отразился и тот же дух времени —разрушить, стереть из памяти русское национальное прошлое, наса дить новое — Советское общество, где, все сровняв, перемешать и оторвать от исторического... К сожалению, письмо на этом обрыва ется. Страничка (или несколько) потеря ны за давностью лет. (Впрочем, может быть, еще найдутся при разборе тех нескольких мешков читательских писем, которыми я располагаю.) Видно, что письмо написано думаю щим (возможно, теперь уж — думав шим) человеком. До многого он додумал ся, еще бы, кажется, вот чуть-чуть, и все бы понял. Но этого «чуть-чуть» ему все-таки не хватило. Скажем, он правильно считает, что Москва стала русским национальным центром с особой притягательной силой для русского человека, но не уточняет, что именно поэтому-то она и была при говорена к уничтожению, к разруше нию. Более того, он делает ошибочный вывод, что она сделалась жертвой раз бушевавшейся революционной стихии «растревоженной психики людей». Бо лее того, он пишет, что «отвергались народом многие исторические памятни ки большой художественной ценности», что Бродский не отшатнулся от пролета риата и что «пролетариат щедро опла чивал его работы». Он убежден (при том, что производит впечатление человека думающего), что революцию в России произвел пролетариат, что Москву унич тожил сам разбушевавшийся народ. Это в тридцатые годы, когда никто уж ни где не бушевал, а все сидели в тюрьме, размерами в одну шестую часть земного шара. Какое глубочайшее заблуждение! (Окончание следует). -------- ф. --------
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2