Сибирские огни № 008 - 1990

чистой от политической фальши и модной показной трескотни, кстати говоря, усердно заглушаемый ныне техническими средствами информа­ ции. Беседа в письмах — тоже хоро­ ша. Сильно замедляется обмен мысля­ ми, но возрастает основательность дово­ дов. Чтоб не удлинять письма, я поста­ раюсь отвечать на твои мысли, не по­ вторяя их содержания. Пусть не обидит тебя форма моего обращения «на ты», простота обращения порождает заду­ шевность настроя беседы, да и по годам я тебе в отцы гожусь. Во-первых, постараюсь образно объяс­ нить легкость твоего предпочтения Ле­ нинграда нашей бестолковой старухе — Москве. Что стоит тебе отдать предпоч­ тение Ленинграду, его красоте поклоня­ ются многие. Хоть ты и «давнишний москвич», но ведь это только по пас­ портной прописке, а для меня Москва — моя деревня, я в ней родился. Что, если моей маме глупые или злые люди изуродовали лицо, разве из-за этого я отдам предпочтение, больше буду лю­ бить оставшуюся красивой соседскую тетю? Ты можешь предпочесть краси­ вую тетю потому, что моя мама тебе не мама, а моя мама мне дороже всех кра­ савиц теть! Что, сдаешься!! Москва — исторически сложившийся политический и культурный центр при­ тяжения многочисленной и сильной на­ ции русских и территориально связан­ ных с ними других народов. Москва не­ случайно была, и снова стала, столицей России. Ленинград (Петербург) только на некоторое время, как важнейший аванпост России на западе, — стал сто­ лицей. Важнейшая часть истории Рос­ сии — установление русского националь­ ного единства, связана с появлением Москвы. Организованное Москвою отра­ жение ряда иноплеменных нашествий и посягательств на право русского на­ ционального бытия окончательно укре­ пило Москву столицей. Не сомневаюсь, что русскую историю ты знаешь, но она понадобилась мне, чтоб яснее выразить мысль. Москва стала национальным центром и во всей своей архитектуре, свободно, не преднамеренно создавав­ шейся, всем лицом, всем обликом своим отразила типично национальные, внеш­ ние и внутренние, душевные черты рус­ ского человека со всей его безалаберно­ стью, беспорядочностью, со всей его ду­ шевностью, добротой, глубиной понима­ ния другой души, широтой и глубиной мышления, независимостью духа, терпи­ мостью и любопытством к проявлению духа других народов. Это и придало ей особую притягательную силу для рус­ ского человека. Москва собрала величай­ шие образцы творений духа нации, во­ площенных в камне, в полотнах жи­ вописи, в фолиантах книг поэтов, музы­ кантов, ученых. Москва стала синонимом надежды уг­ нетенных народов и объектом ненависти монополистов богатства. Москву можно разрушить, но, если останется жив народ русский, он ее вос­ становит на том же самом месте. Погиб­ нуть она может только со всем народом, а степень вероятности такого исхода те­ бе понятна. Грозен наш народ силой своего един­ ства в тяжелый час. Грозен единством своего национального самосознания. Ис­ тория дала тому много доказательств. Ни один народ так не подвержен нос­ тальгии, как русские. Велика наша на­ родная инерция, значит, велика масса, плотность вещества в нашей человече­ ской породе. Трудно нас раскачать, при­ вести в движение, а раскачавшись, не скоро успокоимся. Взрыв революции, как магнитная бу­ ря, растревожил, раскрутил стрелки приборов — людей. Общее направление движения, взаимоотношений элементов изменилось давно, а оставшиеся колеба­ ния наиболее инертных элементов обще­ ства долго будут еще мешать и сбивать с правильного пути. Москва — столица, а поэтому она и больше других городов подверглась воз­ действию растревоженной психики лю­ дей, в облике своем отразила эту растре­ воженность. Переживания отразились на лице города, на камнях! Здесь отра­ зились и искания путей выразить (так и не выраженную, да и можно ли выра­ зить несуществующее?) — новую, спе­ циально пролетарскую культуру, и стремление поразить мировой пролета­ риат грандиозностью планов и замыслов революции, чтоб сагитировать его на ми­ ровую революцию, и общенародный ра­ ционализм, разбуженный нуждою хо­ зяйственной разрухи, интервенциями, угрозой ликвидации завоеваний револю­ ции. А тем временем всякие глупцы и дельцы из нигилистов, ничего не при­ знающие, кроме реальных результатов момента, т. е. «чистогана», в стремле­ нии к самопрославлению и обогащению соревнуются в предложении грандиоз­ ных планов технической реконструкции столицы, не заботясь о том, что навсегда утрачивается историческое лицо города (оно им и не нужно) —превращая его в коммерческий балаган, для показа ин­ туристам, мятущимся в поисках колос- сализма и прочей экзотики для бездель­ ников, спасающихся от скуки жизни. С этими проектами соглашались и теперь еще частенько соглашаются, без поиска иных путей решения практических за­ дач как по невежеству, так и по при­ вычке идти путем наименьшего сопро­ тивления, уступая рационализму нужды текущего времени. Кроме того, одним из основных и наиболее стойких лозунгов революции, быстро проникшим в массы и овладевшим массами, был лозунг «разрушения старого мира». «Интернационал» — гимн революции, звал разрушить старый мир до осно­ ванья, а затем наш, новый мир постро­ ить. Без этого разрушения не предви­ делось возможности построить новую жизнь, и все понималось в прямом ма­ териальном смысле. В понятие «старо­ го мира» входила и буржуазная культу­ ра вообще, и, в частности, предметы ис­ кусства, как самые материальные пред­ ставители буржуазной культуры, не по­ нятные народу на том уровне его разви­ тия, а потому ненужные ему и даже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2