Сибирские огни № 008 - 1990
чистой от политической фальши и модной показной трескотни, кстати говоря, усердно заглушаемый ныне техническими средствами информа ции. Беседа в письмах — тоже хоро ша. Сильно замедляется обмен мысля ми, но возрастает основательность дово дов. Чтоб не удлинять письма, я поста раюсь отвечать на твои мысли, не по вторяя их содержания. Пусть не обидит тебя форма моего обращения «на ты», простота обращения порождает заду шевность настроя беседы, да и по годам я тебе в отцы гожусь. Во-первых, постараюсь образно объяс нить легкость твоего предпочтения Ле нинграда нашей бестолковой старухе — Москве. Что стоит тебе отдать предпоч тение Ленинграду, его красоте поклоня ются многие. Хоть ты и «давнишний москвич», но ведь это только по пас портной прописке, а для меня Москва — моя деревня, я в ней родился. Что, если моей маме глупые или злые люди изуродовали лицо, разве из-за этого я отдам предпочтение, больше буду лю бить оставшуюся красивой соседскую тетю? Ты можешь предпочесть краси вую тетю потому, что моя мама тебе не мама, а моя мама мне дороже всех кра савиц теть! Что, сдаешься!! Москва — исторически сложившийся политический и культурный центр при тяжения многочисленной и сильной на ции русских и территориально связан ных с ними других народов. Москва не случайно была, и снова стала, столицей России. Ленинград (Петербург) только на некоторое время, как важнейший аванпост России на западе, — стал сто лицей. Важнейшая часть истории Рос сии — установление русского националь ного единства, связана с появлением Москвы. Организованное Москвою отра жение ряда иноплеменных нашествий и посягательств на право русского на ционального бытия окончательно укре пило Москву столицей. Не сомневаюсь, что русскую историю ты знаешь, но она понадобилась мне, чтоб яснее выразить мысль. Москва стала национальным центром и во всей своей архитектуре, свободно, не преднамеренно создавав шейся, всем лицом, всем обликом своим отразила типично национальные, внеш ние и внутренние, душевные черты рус ского человека со всей его безалаберно стью, беспорядочностью, со всей его ду шевностью, добротой, глубиной понима ния другой души, широтой и глубиной мышления, независимостью духа, терпи мостью и любопытством к проявлению духа других народов. Это и придало ей особую притягательную силу для рус ского человека. Москва собрала величай шие образцы творений духа нации, во площенных в камне, в полотнах жи вописи, в фолиантах книг поэтов, музы кантов, ученых. Москва стала синонимом надежды уг нетенных народов и объектом ненависти монополистов богатства. Москву можно разрушить, но, если останется жив народ русский, он ее вос становит на том же самом месте. Погиб нуть она может только со всем народом, а степень вероятности такого исхода те бе понятна. Грозен наш народ силой своего един ства в тяжелый час. Грозен единством своего национального самосознания. Ис тория дала тому много доказательств. Ни один народ так не подвержен нос тальгии, как русские. Велика наша на родная инерция, значит, велика масса, плотность вещества в нашей человече ской породе. Трудно нас раскачать, при вести в движение, а раскачавшись, не скоро успокоимся. Взрыв революции, как магнитная бу ря, растревожил, раскрутил стрелки приборов — людей. Общее направление движения, взаимоотношений элементов изменилось давно, а оставшиеся колеба ния наиболее инертных элементов обще ства долго будут еще мешать и сбивать с правильного пути. Москва — столица, а поэтому она и больше других городов подверглась воз действию растревоженной психики лю дей, в облике своем отразила эту растре воженность. Переживания отразились на лице города, на камнях! Здесь отра зились и искания путей выразить (так и не выраженную, да и можно ли выра зить несуществующее?) — новую, спе циально пролетарскую культуру, и стремление поразить мировой пролета риат грандиозностью планов и замыслов революции, чтоб сагитировать его на ми ровую революцию, и общенародный ра ционализм, разбуженный нуждою хо зяйственной разрухи, интервенциями, угрозой ликвидации завоеваний револю ции. А тем временем всякие глупцы и дельцы из нигилистов, ничего не при знающие, кроме реальных результатов момента, т. е. «чистогана», в стремле нии к самопрославлению и обогащению соревнуются в предложении грандиоз ных планов технической реконструкции столицы, не заботясь о том, что навсегда утрачивается историческое лицо города (оно им и не нужно) —превращая его в коммерческий балаган, для показа ин туристам, мятущимся в поисках колос- сализма и прочей экзотики для бездель ников, спасающихся от скуки жизни. С этими проектами соглашались и теперь еще частенько соглашаются, без поиска иных путей решения практических за дач как по невежеству, так и по при вычке идти путем наименьшего сопро тивления, уступая рационализму нужды текущего времени. Кроме того, одним из основных и наиболее стойких лозунгов революции, быстро проникшим в массы и овладевшим массами, был лозунг «разрушения старого мира». «Интернационал» — гимн революции, звал разрушить старый мир до осно ванья, а затем наш, новый мир постро ить. Без этого разрушения не предви делось возможности построить новую жизнь, и все понималось в прямом ма териальном смысле. В понятие «старо го мира» входила и буржуазная культу ра вообще, и, в частности, предметы ис кусства, как самые материальные пред ставители буржуазной культуры, не по нятные народу на том уровне его разви тия, а потому ненужные ему и даже
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2