Сибирские огни № 008 - 1990
что все-таки мою жалобу в ЦК прочи тают. Но второе окошко именно и суще ствует только для «успокоения» жалоб щиков. Почему для успокоения? Пото му что жалобы по судебному делу не по падают в ЦК; они тут же направляются в Генеральную прокуратуру. А жаль, весьма жаль, ибо есть такие дела, кото рые может решать только ЦК,—вот как дело, например, моего сына. Но вот в ЦК таких жалоб не допускают. В ЦК отвечают; для таких дел существует-де генпрокуратура, Верховный суд, Прези диум. Но дело в том, что и генпрокура тура, и Верховный суд, и Президиум не разбирают дел, поданных им, а пересы лают их на республиканские органы (в Алма-Ату), а республиканские — на местные органы. Вот на этом и заканчи вается весь круговорот. И если сию суть выразить языком басни, то получается так, что если овца пожалуется медведю на волка, что тот съел ее ягненка, то высокопочтенный медведь непременно для овцы ответит; ваша жалоба получе на и послана на рассмотрение волку, от- кудова вы и получите окончательный ответ. Вот это и заставило меня обратиться к Вам, Владимир Алексеевич, чтобы Вы, как известное лицо в свете, вмешались в тяжбу моего сына и в ЦК о нем поста вили вопрос. Я не хочу верить, чтобы ЦК и лично М. С. Горбачев были так жестоки к ве рующим людям. Я понимаю, что это лишняя нагрузка для Вас, что это не писательское дело. Но коль Вы в рассказе «Рыбий бог» вос клицаете; «Ах, как захотелось побыть хоть один час в роли всемогущего и все- милостивейшего бога», то вот Вам и предоставляется возможность пустить карпа в здоровую свободную воду. По могите моему сыну!!! ...Я прочитала Вашу книгу-очерки «Время собирать камни». Она мне очень понравилась, очень понятна, но собрать камни... хотя бы какую-то часть... вряд ли. А зачем и разрушать-то это все было? Ну, другое дело — война. А в 30-х го дах??? Да и в мозгах не уложишь, как это вдруг сломать, разрушить построен ное людьми прошлых столетий, а они были верующими, постились и строили такое могущество своими руками и спи нами, да еще и деньги народные собира ли, а не государственные в основном тратили. Постройки многовековые, лишь бы крыши подновлять, и все. Есть по словица; не столько стройся, сколько кройся. В нашем городе, как в Козель ске, было 40 церквей и монастырей. В недавнем времени я разговаривала с ра ботником музея. Ей 70 лет. Она все пом нит, т. к. город был очень мал, то церк ви были даже на расстоянии 500 м друг от друга. Только в рыбачьей слобо де было 5 церквей, а это всего неболь шая улица по обе стороны реки. Две церкви стояли на самом берегу озера, три — на берегах реки. Места их после, слома не застроены, лишь кое-где валя ются камни. Все церкви в городе были покрашены в белый, розовый, в белый с голубым, с желтым, с красным, просто в красный и из красного кирпича не обыкновенной крепости. Эта женщина отличала звон, в какой церкви звонили, хотя еще была подростком. А вот что я помню. Духовская цер ковь стояла на самой окраине города, ее даже не видно было, хотя была яр ко-белая, высокая, с голубой крышей. Но мы всегда в баню ходили мимо нее. Шли мы в баню, а под нее подкладыва ли взрывчатку. Мама везла сестренку, а я плелась сзади. Из бани вышли, а нам кричат; «В обход», — а это 1,5 км. Цер ковь уже лежала во всю свою длину и, что удивительно, целехонька, лишь пере городив всю улицу, люди, жившие око ло бани, шли за 1,5 км, а мы — 3 км це лый год, т. к. долго ее не могли раздро бить, чтобы убрать по частям, потом, видимо, ломали по-другому, превращая в груды щебня, так убирать было легче. Но и то, сколько людей над этим без дельем трудилось, а были и жертвы, даже с нашей улицы. В наш город приехала на жительство женщина из Тульской области, в 5 км от Ясной Поляны жила. Мы шли с ней на работу, и она спросила, что это за ка мень лежит посреди дороги, говорю: церковь была. А почему ее сломали, го ворю; видишь, дорогу передвинули впра во на 3 метра. А она, так образно, по- тульски : «Нешто нельзя было объ ехать?» Говорю, прямее стала дорога. Вот так. Почему я, прочитав Ваши очерки, как бы перечитывала собствен ное сочинение, имея точно такие же собственные мысли, не имея ни в чем расхождений с Вами? Может, потому, что у меня такие же родители? Почему же, работая потом в библиотеках школ, и взрослой, и общеобразовательной, предлагая им почитать ее, я почти не встретила сторонников среди ребят и уже взрослых 18—20-летних. Кто-то не дочитал даже, а кто-то говорил: «А это еще зачем восстанавливать?» В общем, полное отсутствие желания даже вник нуть в суть всего дела. Не вижу я этого в молодежи. Разве кто с особым умом? А вот я даже очень жалею, что не успе ла прочесть ее маме больной, она бы ей очень понравилась, была бы также пол ностью во всем согласна. Но вот уж год нет друга моего, а я тяжело болею и жи ву среди людей как на необитаемом ост рове. Я не согласна с Вами лишь в том отношении, что Вы пишете о поддержке памятников в Переславле, а что поддер- живать-то? Ничего не осталось. Спасо- Преображенский собор, на месте терема князя Александра Невского, которому без десяти 900 лет и который не расши бешь, ну, крышу как-то чинили краси ли, да еще старинная церковь, тоже внутри валов, ее тоже не сломать, хотя ей 500 лет, много работы, чтобы ее сло мать, а некому. Ну, навели фасад у Ни китского монастыря, но вот летом мы попытались подойти к нему, ну, ужас, грязнее места редко увидишь. Даже па даль всякая. А мама говорила, что сад
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2