Сибирские огни № 008 - 1990

что все-таки мою жалобу в ЦК прочи­ тают. Но второе окошко именно и суще­ ствует только для «успокоения» жалоб­ щиков. Почему для успокоения? Пото­ му что жалобы по судебному делу не по­ падают в ЦК; они тут же направляются в Генеральную прокуратуру. А жаль, весьма жаль, ибо есть такие дела, кото­ рые может решать только ЦК,—вот как дело, например, моего сына. Но вот в ЦК таких жалоб не допускают. В ЦК отвечают; для таких дел существует-де генпрокуратура, Верховный суд, Прези­ диум. Но дело в том, что и генпрокура­ тура, и Верховный суд, и Президиум не разбирают дел, поданных им, а пересы­ лают их на республиканские органы (в Алма-Ату), а республиканские — на местные органы. Вот на этом и заканчи­ вается весь круговорот. И если сию суть выразить языком басни, то получается так, что если овца пожалуется медведю на волка, что тот съел ее ягненка, то высокопочтенный медведь непременно для овцы ответит; ваша жалоба получе­ на и послана на рассмотрение волку, от- кудова вы и получите окончательный ответ. Вот это и заставило меня обратиться к Вам, Владимир Алексеевич, чтобы Вы, как известное лицо в свете, вмешались в тяжбу моего сына и в ЦК о нем поста­ вили вопрос. Я не хочу верить, чтобы ЦК и лично М. С. Горбачев были так жестоки к ве­ рующим людям. Я понимаю, что это лишняя нагрузка для Вас, что это не писательское дело. Но коль Вы в рассказе «Рыбий бог» вос­ клицаете; «Ах, как захотелось побыть хоть один час в роли всемогущего и все- милостивейшего бога», то вот Вам и предоставляется возможность пустить карпа в здоровую свободную воду. По­ могите моему сыну!!! ...Я прочитала Вашу книгу-очерки «Время собирать камни». Она мне очень понравилась, очень понятна, но собрать камни... хотя бы какую-то часть... вряд ли. А зачем и разрушать-то это все было? Ну, другое дело — война. А в 30-х го­ дах??? Да и в мозгах не уложишь, как это вдруг сломать, разрушить построен­ ное людьми прошлых столетий, а они были верующими, постились и строили такое могущество своими руками и спи­ нами, да еще и деньги народные собира­ ли, а не государственные в основном тратили. Постройки многовековые, лишь бы крыши подновлять, и все. Есть по­ словица; не столько стройся, сколько кройся. В нашем городе, как в Козель­ ске, было 40 церквей и монастырей. В недавнем времени я разговаривала с ра­ ботником музея. Ей 70 лет. Она все пом­ нит, т. к. город был очень мал, то церк­ ви были даже на расстоянии 500 м друг от друга. Только в рыбачьей слобо­ де было 5 церквей, а это всего неболь­ шая улица по обе стороны реки. Две церкви стояли на самом берегу озера, три — на берегах реки. Места их после, слома не застроены, лишь кое-где валя­ ются камни. Все церкви в городе были покрашены в белый, розовый, в белый с голубым, с желтым, с красным, просто в красный и из красного кирпича не­ обыкновенной крепости. Эта женщина отличала звон, в какой церкви звонили, хотя еще была подростком. А вот что я помню. Духовская цер­ ковь стояла на самой окраине города, ее даже не видно было, хотя была яр­ ко-белая, высокая, с голубой крышей. Но мы всегда в баню ходили мимо нее. Шли мы в баню, а под нее подкладыва­ ли взрывчатку. Мама везла сестренку, а я плелась сзади. Из бани вышли, а нам кричат; «В обход», — а это 1,5 км. Цер­ ковь уже лежала во всю свою длину и, что удивительно, целехонька, лишь пере­ городив всю улицу, люди, жившие око­ ло бани, шли за 1,5 км, а мы — 3 км це­ лый год, т. к. долго ее не могли раздро­ бить, чтобы убрать по частям, потом, видимо, ломали по-другому, превращая в груды щебня, так убирать было легче. Но и то, сколько людей над этим без­ дельем трудилось, а были и жертвы, даже с нашей улицы. В наш город приехала на жительство женщина из Тульской области, в 5 км от Ясной Поляны жила. Мы шли с ней на работу, и она спросила, что это за ка­ мень лежит посреди дороги, говорю: церковь была. А почему ее сломали, го­ ворю; видишь, дорогу передвинули впра­ во на 3 метра. А она, так образно, по- тульски : «Нешто нельзя было объ­ ехать?» Говорю, прямее стала дорога. Вот так. Почему я, прочитав Ваши очерки, как бы перечитывала собствен­ ное сочинение, имея точно такие же собственные мысли, не имея ни в чем расхождений с Вами? Может, потому, что у меня такие же родители? Почему же, работая потом в библиотеках школ, и взрослой, и общеобразовательной, предлагая им почитать ее, я почти не встретила сторонников среди ребят и уже взрослых 18—20-летних. Кто-то не дочитал даже, а кто-то говорил: «А это еще зачем восстанавливать?» В общем, полное отсутствие желания даже вник­ нуть в суть всего дела. Не вижу я этого в молодежи. Разве кто с особым умом? А вот я даже очень жалею, что не успе­ ла прочесть ее маме больной, она бы ей очень понравилась, была бы также пол­ ностью во всем согласна. Но вот уж год нет друга моего, а я тяжело болею и жи­ ву среди людей как на необитаемом ост­ рове. Я не согласна с Вами лишь в том отношении, что Вы пишете о поддержке памятников в Переславле, а что поддер- живать-то? Ничего не осталось. Спасо- Преображенский собор, на месте терема князя Александра Невского, которому без десяти 900 лет и который не расши­ бешь, ну, крышу как-то чинили краси­ ли, да еще старинная церковь, тоже внутри валов, ее тоже не сломать, хотя ей 500 лет, много работы, чтобы ее сло­ мать, а некому. Ну, навели фасад у Ни­ китского монастыря, но вот летом мы попытались подойти к нему, ну, ужас, грязнее места редко увидишь. Даже па­ даль всякая. А мама говорила, что сад

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2