Сибирские огни № 008 - 1990
питание — не может быть свободой ре лигии. Так вот теперь и подумайте: кто по- вине№-во всех этих жестокостях к веру ющему человеку, лагерная администра ция или закон? Если закон, то не пора ли его пересмотреть? А если лагерная администрация, то не пора ли на нее воздействовать по-писательски, пером, не пора ли поднять голос в защиту без защитного так же, как это нередко по дымает общественность свой голос в за щиту томящихся узников в Чили или в ЮАР? Вы боитесь?.. А почему? Если нет за кона, чтоб можно было преследовать верующих за праздничные дни, то, зна чит, мой сын становится мучеником только по вине лагерной администрации. А это уже незаконное преследование. Чего же Вы, писатель, должны тогда бояться поднять свой голос в защиту беззащитного мученика? Неужели важ но и возвышенно поднимать наш голос только за узников чужих стран? Думаю, что писатель не должен закрывать так же своих ушей от стона и воплей и на шего советского узника. А то, что его подвергают мукам и страданиям за ре лигиозное убеждение, сего и сама ла герная администрация не отрицает, о чем Вы узнаете из писем начальника лагеря и замполита, которые я также высылаю Вам. Моего сына все время держат по кар церам и ПКТ. Но и такая кара для ла герной администрации кажется недоста точной, а поэтому подводится дело еще к тому, чтобы мой сын вообще никогда из тюрьмы не выходил, чтоб он пожиз ненно сидел только в штрафных изоля торах и получал судимость за судимо стью до самой смерти. Ну, разве это в наш век не жестоко? Разве можно при думать изуверство с еще более медлен ным огнем? Нет, нет, не подумайте, что я началь ника ’лагеря и замполита признаю изу верами! Мне думается, что они вполне порядочные люди. Почему? Потому что они проявили и человеколюбие — на писав, и тот, и другой, мне письма, чтоб я воздействовал на сына, чтоб тем са мым избавить его от лагерной судимо сти. Значит, относить таких людей к ти ранам и садистам не приходится. Но их минус заключается в том, что они оба буквоеды и фанатики своей должности, а потому и необъективно относятся к моему сыну. Ведь тот же указ о шести дневной рабочей неделе можно было бы взять в одну руку, а в другую тот за кон, который дает право исповедовать любую религию. А они ухватили указ о шестидневной рабочей неделе в обе ру ки, и потому неудивительно, что он в их руках превратился в длинную оглоб лю, которой они, мягко выражаясь, «пе ревоспитывают» моего сына. Спрашивается: как же можно посту пить иначе лагерному начальству в по добной ситуации? Очень просто: не ре прессировать сына моего за невыход на работу по Субботам и Воскресеньям. И если бы даже и вышестоящее начальст во (областное и республиканское) при казывало репрессировать, то в этом слу чае начальник лагеря и замполит долж ны и высшему начальству показать за кон о свободе вероисповедания. И если бы и это не помогло, то нелишне было бы, чтоб начальник и замполит побес покоились о верующем человеке и на писали о нем еще вышестоящим,— вплоть до самой Москвы, вплоть до са мого Горбачева. Ведь должна же быть правда в Москве! Свобода религии долж на на деле быть доказана! Я понимаю, что в нашей стране рели гия отделена от государства. Ну что ж, пусть будет так. Религию, действитель но, можно отделить от государства, но нельзя религию отделить от человека, если он этого не пожелает сам. А коль человека карают за невыход на работу во святые дни Господни и собираются пожизненно продержать в тюрьме, то это как раз и есть отделение религии от человека. А такие меры — не есть сво бода религии! Конечно, верующий человек должен повиноваться власти, должен отдавать кесарево — кесарю, а Богу — Богово. Но кесарю положено отдавать только кесарево, а ежели кесарь хочет забрать не только свое, но заодно и Богово, то верующему человеку предписано: «слу шаться более Бога, нежели людей». Разумеется, мой сын может отдать кесарю с лихвой, но вот лагерный ке сарь такой, что он все хочет у моего сына забрать: и свое и Богово. А потому я и выношу на Ваш суд, а также на суд Ваших товарищей писателей, поэтов и всяких других литераторов это вопию щее горе. Рассудите, каково оно выгля дит в Ваших очах?.. Но спрашивается, почему же я по это му поводу обращаюсь с жалобой именно к Вам, а не в соответствующие судеб ные органы, не в Президиум, не в ЦК КПСС? А вот почему: потому что в Москве таких дел не рассматривают. Их не рассматривает ни ЦК КПСС, ни Президиум, ни Генеральная прокурату ра. Москва, не читавши такие дела, сра зу отсылает в Алма-Ату, а Алма-Ата — в Кустанайскую прокуратуру, т. е. до того, кто судил моего сына. Так было при первом его заключении. А когда его судили второй раз, я предпринял иной вариант: сам лично поехал в Моск ву, надеясь, что меня с моей жалобой и прошением поймут в ЦК КПСС. Но, увы, в приемной ЦК несла службу такая женщина, которая вообще меня не до пустила ни до одного референта. Когда я ей сказал, что мой сын верую щий и осужден за отказ служить в Ар мии, то она подняла на меня такой бе шеный крик, что можно было подумать, что она одержима, сбежавшая с сума сшедшего дома. (Это было 3 июня 1985 г.). Мне просто поначалу не вери лось, что она сотрудник приемной ЦК КПСС. Однако же, к великому моему сожалению, это так,—она сидит на та ком почетном месте! Но поскольку в той же приемной, в другом окошке принимались изложения на бумаге без бешенства и крику, то я свою грамоту подал туда, успокоившись,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2