Сибирские огни № 008 - 1990
хотя на бумаге и конституция дает пра во на любое вероисповедание, но, увы, на деле все выглядит иначе... Вот взять хотя бы моего сына Зоровавеля. Разве он вор, убийца, хулиган? Он верующий. Его и за армию судить-то не стоило бы, а просто — заменить армейскую службу какой-нибудь другой полезной повин ностью, как это делал Ленин для верую щих в первые годы Советской власти. А что касается лагерной муки и кары за невыход на работу по Субботам и Воскресеньям, то в этом случае явно попирается право человека на вероиспо ведание. Ибо там, где подавляются за коны религии (в религии без законов не бывает), подавляется вместе с этим и сама религия. И тогда свобода религии — пустая бумажная хвальба. Тогда она выглядит только хитрой политической игрой. А будущность факты раскроет налицо. Будущность покажет и выявит не ту свободу, которая пропагандирова лась на бумаге, а выявит и покажет факты, покажет всю действительность, какова она сегодня есть на самом деле. Поэтому те цивилизаторы, которые не заботятся о том, что скажет будущее,— недальновидные люди. Они принадле жат к той категории чиновничества, ко торые на все могут наплевать, а после них — хоть трава не расти. Когда мы, современные люди, смотрим в историческое прошлое и видим, как христиан сжигали на кострах, распина ли на крестах и бросали в пасти зверей, мы все возмущаемся, и верующие, и неверующие. Но что же тогда будущие люди скажут за наше время, когда узна ют, что человека не выпускали из тюрь мы пожизненно только за то, что он по своей вере праздновал Субботу и Воск ресенье? Я понимаю, что есть немало таких людей, которых не грешно назвать от бросами человечества, для которых тюрьма — родимый дом. Они, действи тельно, старались в лагере не работать, лучше покушать, лучше других заклю ченных пожить. И это многим удава лось. А потому я вполне оправдываю лагерное постановление, которое за от каз от работы предусматривает новую лагерную судимость. Но справедливо судить только тех, кто вообще отказы вается работать, а мой сын работать в лагере не отказывается. А то, что он не работает по Субботам и Воскресеньям, то сего требует его религия. Но поло женную норму труда он всегда готов возместить, надо только войти в его по ложение и поставить его на такую рабо ту, где возможно возместить. А такая работа в лагере всегда найдется. Надо только захотеть начальству. Но вся беда-то в том, что начальство заин тересовано как раз в обратном: не на уступки религиозному человеку пойти, а сковать ему такие путы, при которых вяжется свобода вероисповедания по ру кам и ногам так, что от таких пут либо религия человека должна получить ка пут, либо сам человек. А чтоб делу дать законный вид и толк, как говорит ся, лагерная администрация ссылается на лагерный закон, что у нас, мол, уста новлена шестидневная рабочая неделя. Ну что ж, закон, разумеется, вещь — серьезная, но нельзя же думать, что закон не должен уступить разуму. И это во-первых. А во-вторых, гораздо хуже дело обстоит, когда законом прикрыва ются и чинят над человеком изуверскую расправу. Тогда человек беспомощен, тогда он — жертва. Притом Вы сами прекрасно знаете, что на нашем белом свете есть и чер ные законы, законы драконовские, вот как, например, в ЮАР. И юаровские ис полнители закона в тюрьмах, издеваясь над людьми, тоже считают себя честны ми и законными блюстителями. А на самом деле они кто? — Палачи безмозг лые и бессердечные! И если будущее с возмущением и гне вом отзовется к закону апартеида, то не думаю, чтобы восхвален был тот закон, по которому пожизненно человек не мо жет выйти из тюрьмы только за то, что празднует Субботу и Воскресенье. Убийцы, воры, грабители и шпионы, отбыв срок наказания, освобождаются, а моему сыну предписывается (практи чески) пожизненное заключение. Какой же суд будущее вынесет нашей цивилизации за такой закон? Будущие люди непременно скажут, что это был самый изуверский, самый бесчеловеч ный закон, коль верующий человек не мог выйти пожизненно из-за колючей проволоки. А тот, кто не боится будущего суда истории, давайте остановимся на этом вопросе с сегодняшней точки зрения. Итак, когда мы смотрим на государст венный закон, то понимаем под этим целый свод постановлений. Закон — это рояль, а постановление — клавиши. А поэтому соблюдение закона должно гар монировать объективно по всем прави лам политических нот. Иначе можно в законе встретить беззаконие. Например: в одном и том же Советском законода тельстве предписывается заключенным шестидневная рабочая неделя и свобода на любое вероисповедание. Свобода ре лигии — это тоже Советский закон. А коль так, то вот у моего сына такая ре лигия, по которой необходимо праздно вать два дня в неделю, т. е. Субботу и Воскресенье. Значит, что нужно сделать, чтобы не был нарушен ни лагерный закон о тру де, ни закон о свободе религий? Здесь все очень просто: нужно только предо ставить возможность моему сыну отра батывать за Субботу, и тогда все умиро творится и закон закону не станет по мехой. Но вся беда в том, что лагерная администрация иную цель преследует: ей, как видно, не труд моего сына ну жен, а так громко называемое «пере воспитание». И если бы мой сын был вором или хулиганом, то такое «пере воспитание» не шло бы вразрез с кон ституцией. Воров и хулиганов, действи тельно, надо перевоспитывать. Но когда идет речь о религии, то такого слова, как «перевоспитание» путем репрессий, — вообще немыслимо применять к ве рующему человеку, ибо такое перевос
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2