Сибирские огни № 008 - 1990
Прав лесничий. Горячие и горькие сло ва (стр. 28-я и 29-я). Хорошо описан Юрьев-Польский. Таких полевых горо дов в Европе нет, это радость и счастье. Глотовскую церковь нельзя перенести из глуши «в более доступное место для того, чтобы привлечь многочисленные экскурсии». Тут я с В. Солоухиным не согласен. Памятник культуры должен оставаться на древнем месте, в своем родном пейзаже,—на той земле, на ко торой он народом и был возведен. Гло- товский памятник — украшение края. Историческое место нельзя обеднять, думая лишь о туристах (этих туристов развелось повсюду за последнее время тучи, они на Западе все древние места затоптали, развратили мальчишек, а на селение этих мест на глазах изменилось. Были люди, а превратились в жадных торгашей. За каждую травинку хотят выручить деньги). Сейчас относительно перенесения памятников культуры на иные места (более доступные для тури стов) во Франции серьезно спорят. (В Норвегии я видел музей на открытом воздухе. Там собраны образцы деревян ного древнего зодчества. Доход большой, но, откровенно говоря, мертвы эти му зейные деревни. Радостно после такого музея увидеть древнюю живую избу на берегу озера. Народ ею гордится.) Не нужно обижать народ, он за века и без того обижен... (В Торопце была велико лепная кафельная старинная печь, а ее в музей увезли. Столицы все хотят взять, но надо же и Торопцу перед людьми чем-то покрасоваться)». Вместе с письмом Зуров прислал вы резку из французской газеты со статьей о перенесении памятников старины на новые места. Я пришлю Вам позднее перевод этой статьи и, если хотите, дам для ознакомления и подлинник. К со жалению, отдать совсем нельзя, так как он мне нужен будет. А. Бабореко. С Леонидом Федоровичем я потом не сколько раз встречался в Париже. Был у него в гостях (в бывшей квартире Бунина, но уже сильно «сокращенной» и целиком почти заполненной кожаны ми сундукообразными «бунинскими» че моданами), Там хранились бунинские архивы. Леонид Федорович дал мне по держать в руках бунинский Нобелев ский диплом и подарил книжку своих рассказов «Марьянка». Веры Николаевны тогда уже не было. Начиная с этого письма, из экономии места, а в некоторой степени из этиче ских соображений будем опускать обра щение (уважаемый, дорогой и т. п.), а также начальные строки, содержащие главным образом излияния чувств. В большинстве случаев будем опускать и подписи, поскольку невозможно те перь у каждого приславшего письмо спрашивать разрешения на его опубли кование. Так что не надо удивляться, если некоторые письма будут и начи наться, и кончаться отточиями. Для тех же, кто усомнится в самом существовании писем (если писатель^ сочиняет целые романы и повести, то долго ли ему сочинить письмо!), мы бу дем бережно хранить оригиналы с их подписями и даже адресами. * * * ...Мне очень жаль одного моего зна комого, старого человека. Преступление, совершенное в конце 40-х годов нашего века в Москве, продолжает угнетать его, а ныне и меня и многих наших знако мых. В прямом и косвенном смысле это деяние можно назвать преступлением! Моему знакомому, Николаю Алексее вичу, 73 года. Хотя он и коренной моск вич, но в Москве постоянно живет лишь с 1957 года (в войну и после нее он ра ботал на одном уральском заводе.) Его отец погиб в первую мировую вой ну и был похоронен на московском «братском кладбище», которое было открыто в 1915 году по решению город ской думы для захоронения москвичей, павших в боях 1-й мировой войны и умерших в госпиталях. Кладбище нахо дилось на землях бывшего села Всех- святское (ныне это район Песчаных улиц и ул. В. Ульбрихта и метро «Со кол»), Кладбище было ликвидировано в конце 40-х годов, в связи с застройкой жилого квартала. В сквере за кинотеат ром «Ленинград» сохранилась могила студента Московского университета Шлихтера Сергея Александровича, умер шего от ран в госпитале. Сергей Шлих- тер — это сын Александра Григорьевича Шлихтера, который был видным пар тийным и советским деятелем, ученым- экономистом. В дни установления Со ветской власти в Москве Александр Григорьевич был комиссаром военно революционного комитета, а затем в пер вом Советском правительстве — нарко мом земледелия. Могилу его сына сохранили! Мой знакомый, Николай Алексеевич, — один из немногих, кто приносит на эту могилу цветы (не считая, конечно, родственников Шлихтера). Николая Алексеевича часто спрашивают при этом: «Почему здесь могила?» Он отве чает: «Здесь было военное кладбище». Вот и весь его ответ. Я знаю, что здесь были похоронены его отец и дядя. Их могилы, как и мно гие сотни других, исчезли. Когда-то в далекие и горестные годы к этим липам, кленам и березам привозили мертвых наших земляков и хоронили, многих в братских могилах. Было надгробное ры дание близких и неблизких им людей, дьяконы возглашали: «Упокой господи души усопших раб твоих... за Родину на поле брани убиенных... и сотвори ты им вечную память!..» Все пели: «Вечная память, вечная память». Здесь были погребены георгиевские кавалеры, в том числе и женщины: «сестры милосердия» — санитарки, а где липовая аллея, стояли памятники в ви де пропеллеров на могилах погибших летчиков. Об этом можно читать в ста рых книгах. Рабочие фабричных слобод, студенты и много всякого люда всех со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2