Сибирские огни № 008 - 1990
Но сейчас, когда невозможно не толь ко в городе, но даже в деревне найти семью, не имеющую телевизора или ра диоприемника или хотя бы радиотранс ляционной точки,—для чего и для кого остались эти громкоговорители на стол бах? В крупных городах — и это совер шенно правильно — такая общественная радиофикация создается на празднич ные, и т о л ь к о на праздничные, дни. Не пора ли распространить этот порядок и на транспорт и на сельскую мест ность? Пусть пароход с веселым мар шем подходит к пристани и отходит от нее — и достаточно этого! Научно доказано, что шумы вредны для человека, расстраивают его нервную систему и даже сокращают продолжи тельность жизни. В нашей стране ведет ся большая гуманная работа по устра нению и уменьшению шумов на произ водстве и в быту. Почти во всех обла стях существуют, в частности, обяза тельные постановления облисполкомов, запрещающие громкое пользование ра диолами и радиоприемниками даже в комнатах, не говоря о выставлении их на подоконники и балконы. Но поста новления эти остаются на бумаге. И вот заведется в квартале какой-нибудь та кой урод, который с мелкокупеческим хвастовством выставляет на подоконник радиолу, включает ее на самый пре дельный уровень передачи («пусть все знают, какую я дорогую радиолу ку пил») — а милиция считает это безде лицей, общественность же недостаточно мобилизована (средствами высмеивания этих явлений в прессе, в кино, на эстра де) для того, чтобы дать дружный отпор. И хочется спросить: зачем же тогда ограничивали шоферов отменой гораз до более скромных автосигналов? Много ли от этого выиграла тишина? «Уж столько раз твердили миру», что во всем нужно чувство меры. При со временном уровне радиотехники, при мощности выпускаемых радиол, радио фикация обращается в бедствие, если не принять мер для сохранения общест венной тишины. Рязань, 1-й Касимовский пер., 12, кв. 3 Солженицын А. И. Многоуважаемый Владимир Алексе евич! Писатель Леонид Федорович Зуров, проживающий в Париже в семье И. А. Бунина на правах приемного сына, ка жется, с 1929 года, попросил меня при слать Вашу повесть «Владимирские про селки». Я послал в издании «Роман-га зеты». Зуров — талантливый и культурный писатель. Когда он выпустил свою пер вую книгу, И. А. Бунин написал на нее рецензию (о повести «Отчина»), отозвал ся с большой похвалой и пригласил его из Риги, где он жил, к себе в Париж. Зуров — не эмигрант, после революции он жил в Прибалтике. В свое время он мне прислал сборник рассказов «Марь- янка» — написаны они превосходно. Он занимался также археологическими рас копками, сделал в этой области свои открытия, за что его хвалили в печати. Я получаю письма от него и от жены Бунина, Веры Николаевны. По получении от меня книг Казакова и Капицы вместе с Вашей повестью Зу ров мне написал в письме от 10 мая этого года: «Особенно обрадовали меня очерки Владимира Солоухина. Книжка муже ственная, правдивая, трезвая. Читаю ее медленно, с величайшим вниманием. В ней все важно, значительно. Подлинная жизнь, история. Эта книга останется. Она, конечно, заставила многих серьез но задуматься. (А какое количество ли тераторов живет вне народа и истории). Солоухин многое видит. И сердце у не го живое. То, что его задевает,—а заде вает по-настоящему,—я чувствую за тридевять земель (ведь и я с заплечным мешком перед войной бродил по дере венским проселкам, беседоовал с наро дом, ночевал в глухих деревнях, питал ся молоком и черным хлебом1). Доброе дело совершило издательство художест венной литературы, выпустив книжку Солоухина. Хорош Антон, мастер гон чарного завода. Талантливый, умный старик. Его судьба напомнила мне судь бу покойного художника Коровина. Вот и тот говорит: «До конца жизни больше никому не понадоблюсь». (При всем его таланте остался не у дел, бродил по Па рижу, жил в бедности, докторам платил своими картинами. Да разве только Ко ровин так кончил. Много повсюду рас сеяно могил талантливых русских лю дей, больших мастеров, которые могли бы превосходных художников воспитать, а кончили жизнь в забросе и нищете. А каким мастером был Коровин, как любил он русскую землю, сколько бы воспитал учеников!) Встречал я талантливых кустарей и гончаров. На базарах видел малые вы ставки древней русской культуры. Большие русские художники были влюблены в русские кустарные изделия. Да, русское мастерство родственно древ нему античному мастерству — и за пле чами у этого мастерства не тысяча лет, как некоторые легкомысленные думают, а тысячелетия. «— Нельзя землю бросать,—говорит гончар в книге Солоухина.—Придет вре мя, спохватятся. Поймут». Говорит он чистую правду. Так дума ет народ, а не перекати-поле, тот народ, без которого не было бы Толстого, Чай ковского (как он любил деревню), Рим ского-Корсакова, Мусоргского (он знал крестьянина, глубоко чувствовал исто рию). При отрыве от народа, при равно душии к его судьбе подлинной художе ственной литературы быть не может. Гений Пушкина имел глубочайшие кор ни, а чувство истории необычное. Народ — величайшая культурная сокровищ ница, драгоценнейший запас биологиче ских и творческих сил, государственное равновесие.1 1 Нарова, Чудское озеро. Псковское озеро, Изборск, земля чуди, Латгалия. 1935, 1937, 1938 гг. — Прим, автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2