Сибирские огни № 008 - 1990
я садилась, вот так вот, как сейчас, что бы написать о себе что-то очень важное, серьезное и рвущееся из меня вовне; один раз я написала так длинное письмо к любимому; один раз так же вот на писала Илье Эренбургу. Это было летом 1957 года, после появ ления его умнейшей статьи «Уроки Стендаля». Я писала ему и о ней, и о са мой себе всякое — так она меня раско выряла, так много заставила думать. Это было мое единственное в жизни письмо к писателю... Да что говорить, я и сейчас люблю итальянское кино и фильмы Рене Клера больше своих, оте чественных; я люблю Ремарка за его глубочайший гуманизм и не знаю луч шей книги о любви, чем «Три товари ща». Но, может быть, с возрастом во мне проснулось и что-то иное: в ярости отбросила я хорошую книгу Ю. Смуула «Ледовая книга» из-за двух страниц, на которых разведен дифирамб американ скому фильму «Война и мир», с его не мыслимым Пьером, Каратаевым, Андре ем Болконским... Вдруг я услышала го лоса своих знатных снобов из дома ки но, Толстого давно не читавших, или позабывших, или не читавших вовсе... И я почувствовала, что у меня есть свои святыни в русской культуре, в русском слове, что я не позволю никому надру гаться над Толстым (пусть даже этот человек несколькими страницами рань ше хорошо пишет об Антарктике и об Австралии). Я спорила об экранизации И. Пырьевым «Белых ночей»,— пусть там не все по Достоевскому, но там ве ликолепная молодая актриса, играющая русскую девушку тех времен. Она пре красна, игра ее неподдельна, внешность, манера, язык,— все абсолютно по До стоевскому, во всем талант, на всем пе чать русской культуры. Как мы забы ли свою собственную литературу и куль туру.— особенно в кинематографе! Кто-то из современных умных передо вых деятелей искусства Запада (Луи Арагон или кто другой) сказал велико лепную вещь — я услышала ее у нас в ИМЛИ, но никто не среагировал на ее глубину: он сказал, что современное пе редовое, прогрессивное искусство (это касалось литературы, но не только) не может сейчас не быть глубоко нацио нальным. Таковыми и являются лучшие итальянские и французские кинофиль мы, такова живопись Сарьяна и многое другое. Этого же некогда жаждал Бе линский... Вы мне открыли глаза на Родину, милый, дорогой Владимир Алексеевич, открыли их в тот момент, когда душе так надо было, так необходимо было прилепиться к милым воспоминаниям детства, к каким-то безусловным, веч ным и непоколебимым вещам, родным с колыбели. Не то, чтобы я ее не видела и не могла разглядеть без Вашей помощи, нет. Я выросла в Подмосковье, в райо не между Перхушковым, Одинцовым и Усовом и знаю здесь каждый овражек, каждую молодую елочку, которой не бы ло раньше, каждую новую проложенную дорогу. Вырастила меня, в общем-то, моя няня, Александра Андреевна Быч кова, человек необычайный по судьбе и заложенным в ней талантам, очень лю бившая и знавшая природу и крестьян ский труд, и хотя мне, конечно, не при ходилось этим трудом заниматься, но рассказов я от няни наслушалась мно го. А она была (она прожила в нашем доме 30 лет и умерла 71 года в 1956 году) человеком необычайно веселым, добрым, жизнерадостным и деятельным; от нее исходил свет спокойствия, доброты и ка- ратаевской «округлости»; она была ис тинным прирожденным поэтом в своем видении мира, природы, людей. Знала она неплохо русскую литературу (она жила до революции в Петербурге в се мье Ник. Ник. Евреинова, драматурга и театроведа, так ее «воспитали» по город скому и привили любовь к русской ли тературе), хотя сама до 13 лет жила в деревне, под Рязанью, и кроме 4-х клас сов у нее не было никакого образования. Но писала она грамотно, а главное, очень образно и с юмором (письма ее я сох раняю), и читала очень много. Знала наизусть много стихов Пушкина, Лер монтова, Некрасова и сокрушалась, что «теперь так не пишут». Она перестала верить в бога, после того как в голодные 20-е годы потеряла любимого сына 11 лет,— очень молилась, но Бог не помог, и она стала самой настоящей атеисткой и жестоко высмеивала потом верующих и церковь и «всю эту лживость». Вооб ще по натуре своей веселой она была великий безбожник, язычница, чрево угодница и, как сама о себе говорила, «грешница». С 13-ти лет она пошла в няньки, потом в горничные, в повари хи, в экономки и опять в няни, и все в Петербурге, который очень полюбила за его красоту и порядок. Приехав позже в Москву — поразилась: «Что за деревня!» Деревню она потом всю жизнь ненавиде ла за косность, за жестокость и тупость, за все то варварство, в которых ей самой приходилось жить, но любовь к природе и к крестьянской работе сохранилась у нее и обросла поэтичностью необыкно венной. И она умела так рассказать, на пример, как жнут серпами и как вяжут перевясла и как снопы укладывают, что все это было видно воочию. У нее были золотые руки, умевшие все: и шить, и вышивать, и вкусно готовить не какие- нибудь там пироги, а «французскую кухню», и косить, и копать, и ткать, и прясть, и вязать. И все это она делала с великим удовольствием, с радостью, и хотела эту радость передать и другим. Ее все любили, и когда мы праздновали в 1955 году ее 70-летие, то собрался ог ромный стол народу и каждый, подни мая бокал за ее здоровье и начав гово рить, вдруг начинал глотать слезы. Это было величайшее счастье, дарованное мне судьбою, прожить почти 30 лет ря дом с нею, вырасти на ее добрых руках, учиться у нее и читать, и писать, и счи тать, и, по-видимому, она передала мне, в какой-то степени, свою способность радоваться природе, голубому небу, сол нечному лучу, цветам, травам, радовать ся силе жизни, чистоте и здоровью. Ес ли бы не эти качества, впитанные от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2