Сибирские огни № 008 - 1990

мя обстоятельствами: квалификацией ново­ кузнецких зодчих, что предопределило более интересную концепцию, да еще большей щедростью генерального застройщика — Министерства черной металлургии СССР, предприятия которого составляют тут ядро. Последнее весьма существенно. Ведь, в ко­ нечном счете, города вырастают на тех ас­ сигнованиях, которые выделяют отрасли. Градостроители жалуются: увы, не все от­ расли столь щедры, как металлургия. Если новокузнечане могут похвастать комплексно застроенным за счет капиталовложений ме­ таллургов микрорайоном, то Министерство химической промышленности, например, как, впрочем, и Министерство удобрений, выде­ ляет своим кемеровским предприятиям деньги только на «голенький» дом, совер­ шенно не учитывая того, что этому дому жизненно необходимы, в прямом смысле этого слова, определенный набор инженер­ ных коммуникаций, какое-то зеленое обуст­ ройство, что дом этот должен «вписывать­ ся» в городской квартал... Столь же умеренны в своих щедротах и угольщики, доля которых в структуре эко­ номики Кузбасса, как мы уже видели, очень велика. Больше могли бы сделать энергети­ ки для теплофикации кузбасских городов. На протяжении многих лет болезненно ре­ шался, ¡например, вопрос об обеспечении теплом центра города Белова, на территории которого находится крупная ГРЭС. До на­ стоящего времени воздушный бассейн горо­ дов и поселков области загрязняют трубы примерно полутора тысяч котелен, в кото­ рых сжигается более 10 миллионов тонн уг­ ля в год. А ведь это приводит и к значи­ тельным экономическим издержкам. Не случайно, известные экономисты О. С. Пчелинцев и С. С. Шаталин пишут: «От­ расль ориентирована в первую очередь на достижение производственно-экономических целей, в силу чего в ее структуре отсутству­ ет столь же развитый механизм, предназна­ ченный для решения проблем социальных, экологических, культурных, демографиче­ ских и т. д. Именно в контексте этой «ин­ ституциональной неполноты» и заслуживает особого внимания вопрос о городе как спе­ циализированном звене системы управления, призванном принять на себя уже сегодня значительную часть соответствующих функ­ ций и полномочий»*. Здесь, пожалуй, самое время коснуться еще одного аспекта рассматриваемой проб­ лемы. В градостроительной практике куз­ басских зодчих есть своя целина, которую еще предстоит осваивать. Речь идет о ланд­ шафтной архитектуре. Природно-топографи­ ческие условия наших городов создают бла­ гоприятные предпосылки для широкого ис­ пользования возможностей этой области зодчества (если, разумеется, не сводить ее роль ко всяческому увеличению площади зеленых насаждений). Правильная организация зеленого обуст­ ройства может принципиально изменить ар­ хитектурный образ города. В местах же с повышенным уровнем промышленных вред­ ностей интенсивное зеленое строительство, кроме эстетического, выступает еще и как фактор охраны внешней среды. Зеленые на- * Социалистический город как объект исследо­ вания и управлении. Л., 1983. саждения — своеобразные легкие городов. Так вот, если воспользоваться этой расхо­ жей метафорой, приходится констатировать довольно низкую жизненную емкость легких у кузбасских городов. Скажем, в Кемерове городе с преобладанием предприятий хи­ мической промышленности — удельная обес­ печенность зелеными насаждениями общего пользования ниже нормы, установленной Госстроем СССР, ¡а общая их площадь еще несколько лет назад была меньше, чем, к примеру, на Омском нефтеперерабатываю­ щем комбинате. Создание же санитарно-за­ щитных зон, которыми жилые районы будут отделены от химических заводов, пока еще продвигается довольно медленно. Попробуйте найти в штатных расписани­ ях организаций, имеющих отношение к раз- витию наших городов, должности дендроло­ гов! Между тем, в городах Украины, напри­ мер, где учрежден институт главных ланд­ шафтных архитекторов, ¡наряду с ними су­ ществуют еще и инженеры по озеленению. Когда в разговоре с одним кемеровским градостроителем вспомнил об этом, мой со­ беседник отреагировал вздохом: дескать, не до жиру. Очень легко понять его, моего со­ беседника, более трети века отдавшего про­ ектированию областного центра. О какой ландшафтной архитектуре может быть речь, когда и обычные архитекторы наперечет! Интенсивное развитие промышленности, неблагоприятные экологические последст­ вия этого процесса выдвигают еще одну не­ отложную задачу, да она, впрочем, постав­ лена давно,— необходимость регулирования роста городов. Становится совершенно оче­ видным: нельзя беспредельно наращивать промышленный потенциал городов, сколь ни заманчиво было бы это экономически, без ущерба для их организма. Большие города, как известно, выступают звеньями опорного каркаса расселения (так в урбанистике принято называть совокуп­ ность центров и транспортных магистралей). Они своеобразные ядра локальных си­ стем расселения, активизирующие начало в развитии малых и средних городов. Давно и на высоком градусе ведутся споры между специалистами вокруг проблемы сдержива­ ния роста больших городов, экономическая привлекательность которых за определен­ ными количественными пределами заметно тускнеет. И не только по соображениям эко­ логического характера... Этим обстоятельством, кстати, в значи­ тельной мере ослабляется аргументация сто­ ронников крупных городов в их давнем идеологическом противостоянии со своими «противниками». Доводы «максималистов» сводятся, как известно, главным образом к высокой экономической эффективности крупных городов. Специально выполненны­ ми расчетами (они велись в Совете по изу­ чению производительных сил при Госплане СССР) показано, к примеру, что произво­ дительность труда в промышленности круп­ нейших городов на 28% выше средней об­ щесоюзной. Не станем, однако, опрометчиво оболь­ щаться этой цифрой, сколь ни заманчиво она выглядит. Да и цифры имеют обыкнове­ ние лукавить, в чем мы многократно убеж­ дались. Мне, например, в этом концептуаль

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2