Сибирские огни № 008 - 1990
мя обстоятельствами: квалификацией ново кузнецких зодчих, что предопределило более интересную концепцию, да еще большей щедростью генерального застройщика — Министерства черной металлургии СССР, предприятия которого составляют тут ядро. Последнее весьма существенно. Ведь, в ко нечном счете, города вырастают на тех ас сигнованиях, которые выделяют отрасли. Градостроители жалуются: увы, не все от расли столь щедры, как металлургия. Если новокузнечане могут похвастать комплексно застроенным за счет капиталовложений ме таллургов микрорайоном, то Министерство химической промышленности, например, как, впрочем, и Министерство удобрений, выде ляет своим кемеровским предприятиям деньги только на «голенький» дом, совер шенно не учитывая того, что этому дому жизненно необходимы, в прямом смысле этого слова, определенный набор инженер ных коммуникаций, какое-то зеленое обуст ройство, что дом этот должен «вписывать ся» в городской квартал... Столь же умеренны в своих щедротах и угольщики, доля которых в структуре эко номики Кузбасса, как мы уже видели, очень велика. Больше могли бы сделать энергети ки для теплофикации кузбасских городов. На протяжении многих лет болезненно ре шался, ¡например, вопрос об обеспечении теплом центра города Белова, на территории которого находится крупная ГРЭС. До на стоящего времени воздушный бассейн горо дов и поселков области загрязняют трубы примерно полутора тысяч котелен, в кото рых сжигается более 10 миллионов тонн уг ля в год. А ведь это приводит и к значи тельным экономическим издержкам. Не случайно, известные экономисты О. С. Пчелинцев и С. С. Шаталин пишут: «От расль ориентирована в первую очередь на достижение производственно-экономических целей, в силу чего в ее структуре отсутству ет столь же развитый механизм, предназна ченный для решения проблем социальных, экологических, культурных, демографиче ских и т. д. Именно в контексте этой «ин ституциональной неполноты» и заслуживает особого внимания вопрос о городе как спе циализированном звене системы управления, призванном принять на себя уже сегодня значительную часть соответствующих функ ций и полномочий»*. Здесь, пожалуй, самое время коснуться еще одного аспекта рассматриваемой проб лемы. В градостроительной практике куз басских зодчих есть своя целина, которую еще предстоит осваивать. Речь идет о ланд шафтной архитектуре. Природно-топографи ческие условия наших городов создают бла гоприятные предпосылки для широкого ис пользования возможностей этой области зодчества (если, разумеется, не сводить ее роль ко всяческому увеличению площади зеленых насаждений). Правильная организация зеленого обуст ройства может принципиально изменить ар хитектурный образ города. В местах же с повышенным уровнем промышленных вред ностей интенсивное зеленое строительство, кроме эстетического, выступает еще и как фактор охраны внешней среды. Зеленые на- * Социалистический город как объект исследо вания и управлении. Л., 1983. саждения — своеобразные легкие городов. Так вот, если воспользоваться этой расхо жей метафорой, приходится констатировать довольно низкую жизненную емкость легких у кузбасских городов. Скажем, в Кемерове городе с преобладанием предприятий хи мической промышленности — удельная обес печенность зелеными насаждениями общего пользования ниже нормы, установленной Госстроем СССР, ¡а общая их площадь еще несколько лет назад была меньше, чем, к примеру, на Омском нефтеперерабатываю щем комбинате. Создание же санитарно-за щитных зон, которыми жилые районы будут отделены от химических заводов, пока еще продвигается довольно медленно. Попробуйте найти в штатных расписани ях организаций, имеющих отношение к раз- витию наших городов, должности дендроло гов! Между тем, в городах Украины, напри мер, где учрежден институт главных ланд шафтных архитекторов, ¡наряду с ними су ществуют еще и инженеры по озеленению. Когда в разговоре с одним кемеровским градостроителем вспомнил об этом, мой со беседник отреагировал вздохом: дескать, не до жиру. Очень легко понять его, моего со беседника, более трети века отдавшего про ектированию областного центра. О какой ландшафтной архитектуре может быть речь, когда и обычные архитекторы наперечет! Интенсивное развитие промышленности, неблагоприятные экологические последст вия этого процесса выдвигают еще одну не отложную задачу, да она, впрочем, постав лена давно,— необходимость регулирования роста городов. Становится совершенно оче видным: нельзя беспредельно наращивать промышленный потенциал городов, сколь ни заманчиво было бы это экономически, без ущерба для их организма. Большие города, как известно, выступают звеньями опорного каркаса расселения (так в урбанистике принято называть совокуп ность центров и транспортных магистралей). Они своеобразные ядра локальных си стем расселения, активизирующие начало в развитии малых и средних городов. Давно и на высоком градусе ведутся споры между специалистами вокруг проблемы сдержива ния роста больших городов, экономическая привлекательность которых за определен ными количественными пределами заметно тускнеет. И не только по соображениям эко логического характера... Этим обстоятельством, кстати, в значи тельной мере ослабляется аргументация сто ронников крупных городов в их давнем идеологическом противостоянии со своими «противниками». Доводы «максималистов» сводятся, как известно, главным образом к высокой экономической эффективности крупных городов. Специально выполненны ми расчетами (они велись в Совете по изу чению производительных сил при Госплане СССР) показано, к примеру, что произво дительность труда в промышленности круп нейших городов на 28% выше средней об щесоюзной. Не станем, однако, опрометчиво оболь щаться этой цифрой, сколь ни заманчиво она выглядит. Да и цифры имеют обыкнове ние лукавить, в чем мы многократно убеж дались. Мне, например, в этом концептуаль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2