Сибирские огни № 008 - 1990

нейшим образом связана с малой роди­ ной, с землей-кормилицей, со священ­ ными для предков рощами, родниками, речками, с храмами, воздвигнутыми их руками и сердцами, со сказками, песня­ ми, преданиями, передававшимися из уст в уста. В них — свидетельства вы­ сокой духовности шедших впереди по­ колений. К сожалению, у нас почти по­ всеместно священные рощи, красивей­ шие поляны и луга, на которых бабуш­ ки и прабабушки водили хороводы, пре­ вращены в омерзительные свалки, ру­ чьи и реки — в зловонные сточные ка­ навы; в топки печей или на свалки по­ шли за ненадобностью прялки, кросна и другие предметы старого быта, богато украшенные резьбой и наивно-красоч­ ными рисунками... А в них материали­ зованы поэтические, возвышенные чув­ ства наших предков. Большинство взрослых притерпелись к этому, привыкли и не замечают, что именно это оскверняет души их детей и внуков. В их души, дела и помыслы навсегда войдет этот рукотворный хаос. Борьба за будущее, человеческое, а не скотское, должна начинаться с обрядов очищения. Очищения лесов, лугов, рек и озер от всего, что чуждо природе, от всего, чем загадили ее варвары двадца­ того века. Дети, принявшие участие в трудовом обряде очищения от скверны своей малой родины, будут потом беречь ее первозданную красоту. Красота вос­ питывает доброту, любовь к живому. Че­ ловечность. Отверстые добру и красоте детские души обретут способность к самосовер­ шенствованию. Чем ближе к идеалу будут приближаться наши дети, тем острее будут чувствовать необходимость обратиться к трудовому, педагогическо­ му, эстетическому опыту своих предков. Обратятся к сохранившим в памяти своей «преданьям старины глубокой», чтобы спасти их от забвенья. В домах родной культуры, школьных музеях соберут предметы старого быта и тради­ ционного искусства, запишут на маг­ нитные ленты все песни, сказки, пре­ дания, легенды, воспоминания о памят­ ных событиях, о земляках и родствен­ никах своих, напишут и передадут де­ тям своим вместе со своими родослов­ ными материализованную или звуча­ щую, трагическую и героическую исто­ рию малой родины. Сама эта работа станет для детей, да и для взрослых, души которых не погибли окончательно, обрядом самоочищения, становления человечности, возрождения националь­ ного самосознания. Только здоровое национальное само­ сознание способно поставить непреодо­ лимый заслон наступлению псевдокуль­ туры, идущей под флагом вненацио­ нального и наднационального искусст­ ва, усиленно насаждаемой самыми изощ­ ренными методами центральным те­ левидением и некоторыми органами пе­ чати. Только национальное самосозна­ ние способно активно противостоять разрушительной силе псевдоискусства и псевдокультуры, а, следовательно, и по­ могать становлению высокого искусст­ ва, высокой культуры, формированию нравственных и эстетических идеалов обновленного общества — становлению ДУХОВНОСТИ. Бездуховность привела к упадку нравственности, к экономическому и со­ циальному кризису наше общество. Борьба за возрождение духовности, за духовное возрождение народа есть борь­ ба за право оставаться нацией, борьба за право жить на голубой планете! Михаил Никифорович Мельников родился в 1921 году в поселке Михай­ ловском Чулымского района Новосибирской области. Профессор кафедры русской литературы Новосибирского государствен­ ного пединститута. Автор более ста печатных работ и семи книг. В том числе: «Русский детский фольклор Сибири» (Новосибирск, 1970), «Хоровод­ ные и игровые песни Сибири» (Новосибирск, 1985). Член Союза писателей. Живет в Новосибирске, *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2