Сибирские огни № 008 - 1990
нейшим образом связана с малой роди ной, с землей-кормилицей, со священ ными для предков рощами, родниками, речками, с храмами, воздвигнутыми их руками и сердцами, со сказками, песня ми, преданиями, передававшимися из уст в уста. В них — свидетельства вы сокой духовности шедших впереди по колений. К сожалению, у нас почти по всеместно священные рощи, красивей шие поляны и луга, на которых бабуш ки и прабабушки водили хороводы, пре вращены в омерзительные свалки, ру чьи и реки — в зловонные сточные ка навы; в топки печей или на свалки по шли за ненадобностью прялки, кросна и другие предметы старого быта, богато украшенные резьбой и наивно-красоч ными рисунками... А в них материали зованы поэтические, возвышенные чув ства наших предков. Большинство взрослых притерпелись к этому, привыкли и не замечают, что именно это оскверняет души их детей и внуков. В их души, дела и помыслы навсегда войдет этот рукотворный хаос. Борьба за будущее, человеческое, а не скотское, должна начинаться с обрядов очищения. Очищения лесов, лугов, рек и озер от всего, что чуждо природе, от всего, чем загадили ее варвары двадца того века. Дети, принявшие участие в трудовом обряде очищения от скверны своей малой родины, будут потом беречь ее первозданную красоту. Красота вос питывает доброту, любовь к живому. Че ловечность. Отверстые добру и красоте детские души обретут способность к самосовер шенствованию. Чем ближе к идеалу будут приближаться наши дети, тем острее будут чувствовать необходимость обратиться к трудовому, педагогическо му, эстетическому опыту своих предков. Обратятся к сохранившим в памяти своей «преданьям старины глубокой», чтобы спасти их от забвенья. В домах родной культуры, школьных музеях соберут предметы старого быта и тради ционного искусства, запишут на маг нитные ленты все песни, сказки, пре дания, легенды, воспоминания о памят ных событиях, о земляках и родствен никах своих, напишут и передадут де тям своим вместе со своими родослов ными материализованную или звуча щую, трагическую и героическую исто рию малой родины. Сама эта работа станет для детей, да и для взрослых, души которых не погибли окончательно, обрядом самоочищения, становления человечности, возрождения националь ного самосознания. Только здоровое национальное само сознание способно поставить непреодо лимый заслон наступлению псевдокуль туры, идущей под флагом вненацио нального и наднационального искусст ва, усиленно насаждаемой самыми изощ ренными методами центральным те левидением и некоторыми органами пе чати. Только национальное самосозна ние способно активно противостоять разрушительной силе псевдоискусства и псевдокультуры, а, следовательно, и по могать становлению высокого искусст ва, высокой культуры, формированию нравственных и эстетических идеалов обновленного общества — становлению ДУХОВНОСТИ. Бездуховность привела к упадку нравственности, к экономическому и со циальному кризису наше общество. Борьба за возрождение духовности, за духовное возрождение народа есть борь ба за право оставаться нацией, борьба за право жить на голубой планете! Михаил Никифорович Мельников родился в 1921 году в поселке Михай ловском Чулымского района Новосибирской области. Профессор кафедры русской литературы Новосибирского государствен ного пединститута. Автор более ста печатных работ и семи книг. В том числе: «Русский детский фольклор Сибири» (Новосибирск, 1970), «Хоровод ные и игровые песни Сибири» (Новосибирск, 1985). Член Союза писателей. Живет в Новосибирске, *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2