Сибирские огни № 008 - 1990

ских организаций — анахронизм. Ад­ министрация, решая производственные проблемы, опирается на власть, средст­ ва, опыт и знания специалистов, пар­ тийная организация влияет на расста­ новку кадров, контролирует их деятель­ ность, профсоюзная организация зани­ мается проблемами быта, техники без­ опасности и даже, может быть, вынуж­ дена будет заниматься защитой интере­ сов трудового коллектива? Как может влиять на ход производства комсомо­ лия? В тридцатых—двадцатых годах у нее была возможность быть действую­ щей, а в ряде случаев и решающей си­ лой. Сейчас есть одна возможность: ко­ пировать действия партийной организа­ ции без всякой надежды оказать реаль­ ное воздействие на ход производства. В то же время все усилия школы и родителей сводит на нет «улица», ей от­ даны дети и подростки в свободное вре­ мя, попадают под влияния микроарте­ лей с ущербными представлениями о нравственном долге человека перед об­ ществом. «Улицей» никто не руководит, никто ее не контролирует, кроме участ­ кового инспектора милиции. «Улица» представляет собой своеобразную соци­ альную нишу, которая может стать по­ лем деятельности детско-молодежных разновозрастных организаций. Они мог­ ли бы заменить комсомольскую и пио­ нерскую организации и взять на себя правоохранительные функции, ответст­ венность за нравственное, эстетическое, физическое развитие подрастающего поколения, за организацию помощи ин­ валидам, старикам и многодетным семь­ ям. Такие организации должны сущест­ вовать в каждом городском доме, а вме­ сте составлять организацию микрорай­ она, работающую в тесном сотрудниче­ стве со специалистами школ и домов пионеров. Школа, естественно, должна стать центром всей культурной деятель­ ности таких организаций, а следователь­ но и школой народной культуры. В школе можно и нужно не только орга­ низовывать работу многочисленных кружков и клубов по интересам, но и проводить фольклорные праздники, фе­ стивали, выставки прикладного искус­ ства, детского рисунка, предметов тра­ диционного быта и народных промыс­ лов. Иными словами, детско-молодеж­ ные организации по месту жительства совместно со специалистами школ, до­ мов пионеров и учреждений культуры, как мне представляется, могли бы взять на себя некоторые функции большой патриархальной семьи и земляческой общины, определяющие процессы соци­ ализации подрастающего поколения, повышения его культуры, его духовно­ сти. Но даже при самой интенсивной ра­ боте подобных центров по месту жи­ тельства они, конечно же, не смогут за­ менить и не должны заменять семью — сокровенное и святое средоточие психи­ ческих сил народа, начало всех начал. Атмосфера, в которой живет ребенок первые пять лет после рождения, ду­ ховность или бездуховность семьи за­ кладывают основы личности и в конеч­ ном счете определяют его судьбу. Б большой патриархальной семье атмо­ сфера редко была губительной. Если даже кто-то из родителей становился носителем разрушительной силы (пья­ ница, лодырь, вор и пр.), пагубное вли­ яние его на детей нейтрализовалось благотворным вмешательством бабушек, дедушек, старших братьев и сестер — предотвращали развитие нежелатель­ ных качеств в ребенке. В наши дни сложилась принципиаль­ но иная обстановка. От рождения обре­ чены на физическую и психическую ущербность дети, брошенные своими ро­ дителями, отданные на воспитание госу­ дарству. Неполноценное развитие полу­ чают почти пятнадцать миллионов де­ тей, растущих без одного из родителей. Не случайно половина всех детских и подростковых преступлений совершает­ ся ими. Нельзя считать полноценной во всех отношениях семью с одним-двумя детьми; два ребенка еще не детский коллектив, способный к самоорганиза­ ции, к защите от тлетворного влияния всепожирающего дракона —. «улицы» При работающих родителях все их сво­ бодное время отдано улице. Естествен­ ными воспитателями детей искони бы­ ли бабушки и дедушки. Но семьи из трех-четырех поколений стали «музей­ ной редкостью», чем нанесен непопра­ вимый ущерб всей системе воспитания, морали общества. Укрепление семьи, ее экономических, нравственных основ, духовности в ис­ конном смысле этого слова — первосте­ пенная задача народа в целом и госу­ дарства, ответственного за формирова­ ние всех социальных институтов. Ко­ нечно, решить экономические проблемы многодетной семьи и семьи вообще при современном уровне производственной культуры, при низкой производитель­ ности труда не так-то просто, особенно сейчас, когда потребительская идеоло­ гия полонила значительную часть насе­ ления. Она находится в явном противо­ речии с духовностью. Развитие духов­ ных потребностей не требует резкого увеличения материальных затрат, но, безусловно, требует душевных затрат родителей, понимания ими своей высо­ кой миссии. Трудно переоценить значение сопри­ частности детей и подростков своей ро­ дословной. Известно, что Пушкин и его близкие родственники вели свою родо­ словную на многие столетия в глубь веков. Академик Веселовский на основе неопровержимых документов показал, что великий поэт по праву гордился ро­ дословной: она идет от легендарного сподвижника Александра Невского Гав­ рилы Алексина. Это первая половина XIII века! Чем гордиться нам, если не знаем имен бабушек, а не только их дел? Совместный с детьми поиск кор­ ней своих помогает восстановить пре­ рванную связь времен, осознать свою сопричастность истории, свою ответст­ венность перед предками и потомками. Дела и деяния человека, если не на­ правлены на благо общества, теряют смысл. Свое подлинное значение они могут раскрыть только в контексте ис­ торической жизни общины, а она тес

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2