Сибирские огни № 008 - 1990
ских организаций — анахронизм. Ад министрация, решая производственные проблемы, опирается на власть, средст ва, опыт и знания специалистов, пар тийная организация влияет на расста новку кадров, контролирует их деятель ность, профсоюзная организация зани мается проблемами быта, техники без опасности и даже, может быть, вынуж дена будет заниматься защитой интере сов трудового коллектива? Как может влиять на ход производства комсомо лия? В тридцатых—двадцатых годах у нее была возможность быть действую щей, а в ряде случаев и решающей си лой. Сейчас есть одна возможность: ко пировать действия партийной организа ции без всякой надежды оказать реаль ное воздействие на ход производства. В то же время все усилия школы и родителей сводит на нет «улица», ей от даны дети и подростки в свободное вре мя, попадают под влияния микроарте лей с ущербными представлениями о нравственном долге человека перед об ществом. «Улицей» никто не руководит, никто ее не контролирует, кроме участ кового инспектора милиции. «Улица» представляет собой своеобразную соци альную нишу, которая может стать по лем деятельности детско-молодежных разновозрастных организаций. Они мог ли бы заменить комсомольскую и пио нерскую организации и взять на себя правоохранительные функции, ответст венность за нравственное, эстетическое, физическое развитие подрастающего поколения, за организацию помощи ин валидам, старикам и многодетным семь ям. Такие организации должны сущест вовать в каждом городском доме, а вме сте составлять организацию микрорай она, работающую в тесном сотрудниче стве со специалистами школ и домов пионеров. Школа, естественно, должна стать центром всей культурной деятель ности таких организаций, а следователь но и школой народной культуры. В школе можно и нужно не только орга низовывать работу многочисленных кружков и клубов по интересам, но и проводить фольклорные праздники, фе стивали, выставки прикладного искус ства, детского рисунка, предметов тра диционного быта и народных промыс лов. Иными словами, детско-молодеж ные организации по месту жительства совместно со специалистами школ, до мов пионеров и учреждений культуры, как мне представляется, могли бы взять на себя некоторые функции большой патриархальной семьи и земляческой общины, определяющие процессы соци ализации подрастающего поколения, повышения его культуры, его духовно сти. Но даже при самой интенсивной ра боте подобных центров по месту жи тельства они, конечно же, не смогут за менить и не должны заменять семью — сокровенное и святое средоточие психи ческих сил народа, начало всех начал. Атмосфера, в которой живет ребенок первые пять лет после рождения, ду ховность или бездуховность семьи за кладывают основы личности и в конеч ном счете определяют его судьбу. Б большой патриархальной семье атмо сфера редко была губительной. Если даже кто-то из родителей становился носителем разрушительной силы (пья ница, лодырь, вор и пр.), пагубное вли яние его на детей нейтрализовалось благотворным вмешательством бабушек, дедушек, старших братьев и сестер — предотвращали развитие нежелатель ных качеств в ребенке. В наши дни сложилась принципиаль но иная обстановка. От рождения обре чены на физическую и психическую ущербность дети, брошенные своими ро дителями, отданные на воспитание госу дарству. Неполноценное развитие полу чают почти пятнадцать миллионов де тей, растущих без одного из родителей. Не случайно половина всех детских и подростковых преступлений совершает ся ими. Нельзя считать полноценной во всех отношениях семью с одним-двумя детьми; два ребенка еще не детский коллектив, способный к самоорганиза ции, к защите от тлетворного влияния всепожирающего дракона —. «улицы» При работающих родителях все их сво бодное время отдано улице. Естествен ными воспитателями детей искони бы ли бабушки и дедушки. Но семьи из трех-четырех поколений стали «музей ной редкостью», чем нанесен непопра вимый ущерб всей системе воспитания, морали общества. Укрепление семьи, ее экономических, нравственных основ, духовности в ис конном смысле этого слова — первосте пенная задача народа в целом и госу дарства, ответственного за формирова ние всех социальных институтов. Ко нечно, решить экономические проблемы многодетной семьи и семьи вообще при современном уровне производственной культуры, при низкой производитель ности труда не так-то просто, особенно сейчас, когда потребительская идеоло гия полонила значительную часть насе ления. Она находится в явном противо речии с духовностью. Развитие духов ных потребностей не требует резкого увеличения материальных затрат, но, безусловно, требует душевных затрат родителей, понимания ими своей высо кой миссии. Трудно переоценить значение сопри частности детей и подростков своей ро дословной. Известно, что Пушкин и его близкие родственники вели свою родо словную на многие столетия в глубь веков. Академик Веселовский на основе неопровержимых документов показал, что великий поэт по праву гордился ро дословной: она идет от легендарного сподвижника Александра Невского Гав рилы Алексина. Это первая половина XIII века! Чем гордиться нам, если не знаем имен бабушек, а не только их дел? Совместный с детьми поиск кор ней своих помогает восстановить пре рванную связь времен, осознать свою сопричастность истории, свою ответст венность перед предками и потомками. Дела и деяния человека, если не на правлены на благо общества, теряют смысл. Свое подлинное значение они могут раскрыть только в контексте ис торической жизни общины, а она тес
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2