Сибирские огни № 008 - 1990

ные и народные музыкальные игры. Народные игры должны стать источни­ ком радости и средством воспитания в школах, заполнить внеурочное и вне­ школьное время ребенка. Трудно переоценить социальную зна­ чимость народных праздников. Пока еще можно через старожилов восстано­ вить ход и значение традиционных об­ рядов, где это невозможно, — реконст­ руировать на основе научных данных и внедрить в практику. Эстетически на­ полненными и ценными для нравствен­ ного воспитания подрастающего поколе­ ния были святки, масленица, егорьев день, русальная неделя, купальские и петровские праздники. Если переориен­ тировать художественную самодеятель­ ность с подражания профессиональному сценическому искусству (полуискусст- во) на восстановление народных песен­ ных традиций и органическое включе­ ние в обрядовую праздничную деятель­ ность, можно возродить утраченные традиции. Большим подспорьем для ра­ ботников культуры могут стать сборни­ ки сценариев праздников и обрядов, со­ ставленные творческими работниками совместно с учеными-фольклористами и изданные массовыми тиражами. Как показывает отечественный и за­ рубежный опыт, повышенной действен­ ностью обладают общенародные празд­ ники, связанные со знаменательными историческими датами. И чем большая отражена в них глубина исторической памяти, тем больший эмоциональный отклик они вызывают. Заметным нрав­ ственным сдвигом отмечено было у нас празднование тысячелетия крещения Руси или праздник славянской пись­ менности и культуры. Наш патриотиче­ ский долг сделать этот праздник еже­ годным. Во многом судьбу нашей страны пред­ определила победа русского воинства на Куликовом поле. 21 сентября (8 сентяб­ ря ст. ст.) в Новосибирске Союзом ду­ ховного возрождения отечества совмест­ но с горисполкомом и священнослужи­ телями Вознесенского собора торжест­ венным ритуалом была отмечена 609-я годовщина Куликовской битвы. Обряд стал крупным культурным и политиче­ ским событием — праздником единения Руси и национального достоинства. Ва­ жно, чтобы он стал ежегодные и все­ российским, проводился во всех городах и селах, воспитывал патриотов, защит­ ников Родины. До сих пор далеко не все осознают значение для воспитания подрастающе­ го поколения традиционной националь­ ной одежды. Опыт показал, что наибо­ лее восприимчивы к национальным цветовым сочетаниям, орнаментам (вы­ шивка, кружева и пр.), покроям оказа­ лись дошколята и младшие школьники (Академгородок Новосибирска). Костюм во многом предопределяет характер по­ ведения ребенка, его отношения со сверстниками и старшими, облагоражи­ вает чувства. Постепенно национальные костюмы, сшитые к праздникам, входят в повседневную жизнь. Особую роль играют школы народной культуры (опыт школ №№ 162 и 166 Новосибирска). Девочки изготовляют национальную одежду по лучшим этно­ графическим образцам. Это труд. Но он облегчается постоянно звучащими на­ родными песнями, сопровождается по­ стижением символики цвета, формы, орнаментов. Трехлетний опыт показал, что к выпускному классу девочки не только овладевают тайнами мастерства, так необходимого будущим хозяйкам и матерям, приобщаются к народной пев­ ческой культуре, но и обретают более высокий по сравнению со своими свер­ стницами, не прошедшими через шко­ лы народной культуры, нравствен­ ный уровень. На глазах изумлен­ ных родителей и учителей формиру­ ются Василисы Прекрасные. Чтобы создавать подобные школы повсемест­ но, не требуются многотысячные капи­ тальные вложения, требуется озарение энтузиастов из педагогов и родителей благородной идеей. Безусловно, большой эффективности можно достигнуть, если заниматься этим будут люди профессионально под­ готовленные. Сейчас уже никого не шо­ кирует утверждение, что кризис комсо­ мольской и пионерской организаций — явление повсеместное. Это — плоды тру­ да освобожденных пионерских вожатых и организаторов внеклассной работы. Во многих школах она носит формальный, «бумажный» характер (планы, отчеты, характеристики и пр.). Да и раньше была по существу такой же. Потому что специалисты данного профиля не име­ ют профессионального выхода на сферу эстетических интересов детей, а следо­ вательно и на формирование их нравст­ венного облика наиболее эффективны­ ми в наши дни средствами (время ми­ тингов, линеек миновало). Между тем, целый ряд педагогиче­ ских институтов, расположенных в крупных культурных центрах, мог бы обеспечить работу факультетов народ­ ной культуры. Использование народной музыки (хоровая культура), народной хореографии, народной этики, а также приемов и методов народной педагоги­ ки, помогло бы готовить высокообразо­ ванных педагогов по специальностям: преподаватель пения (музыки) и танцев —воспитатель (организатор внеклассной работы, пионерский вожатый и пр.). Это позволило бы дать плодотворное напра­ вление всему воспитательному процес­ су и в значительной степени снять стрессовые перегрузки детей и подрост­ ков за счет эстетически наполненных перемен между уроками (игры, танцы, пение), перевести в созидательное рус­ ло энергию детей в свободное от уроков время. Конечно, для решения столь глобаль­ ных проблем мало сил только специа­ листов. Нужна поставленная на доброт­ ную организационную основу цельная воспитательная система. Можно ли ее создать и есть ли для этого силы и средства? Все есть. Кризис пионерского и комсомольского движения обусловлен тем, что эти общественно-политические организации постепенно осознали собст­ венную бесполезность. Производствен­ ный принцип построения комсомоль

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2