Сибирские огни № 008 - 1990
ные и народные музыкальные игры. Народные игры должны стать источни ком радости и средством воспитания в школах, заполнить внеурочное и вне школьное время ребенка. Трудно переоценить социальную зна чимость народных праздников. Пока еще можно через старожилов восстано вить ход и значение традиционных об рядов, где это невозможно, — реконст руировать на основе научных данных и внедрить в практику. Эстетически на полненными и ценными для нравствен ного воспитания подрастающего поколе ния были святки, масленица, егорьев день, русальная неделя, купальские и петровские праздники. Если переориен тировать художественную самодеятель ность с подражания профессиональному сценическому искусству (полуискусст- во) на восстановление народных песен ных традиций и органическое включе ние в обрядовую праздничную деятель ность, можно возродить утраченные традиции. Большим подспорьем для ра ботников культуры могут стать сборни ки сценариев праздников и обрядов, со ставленные творческими работниками совместно с учеными-фольклористами и изданные массовыми тиражами. Как показывает отечественный и за рубежный опыт, повышенной действен ностью обладают общенародные празд ники, связанные со знаменательными историческими датами. И чем большая отражена в них глубина исторической памяти, тем больший эмоциональный отклик они вызывают. Заметным нрав ственным сдвигом отмечено было у нас празднование тысячелетия крещения Руси или праздник славянской пись менности и культуры. Наш патриотиче ский долг сделать этот праздник еже годным. Во многом судьбу нашей страны пред определила победа русского воинства на Куликовом поле. 21 сентября (8 сентяб ря ст. ст.) в Новосибирске Союзом ду ховного возрождения отечества совмест но с горисполкомом и священнослужи телями Вознесенского собора торжест венным ритуалом была отмечена 609-я годовщина Куликовской битвы. Обряд стал крупным культурным и политиче ским событием — праздником единения Руси и национального достоинства. Ва жно, чтобы он стал ежегодные и все российским, проводился во всех городах и селах, воспитывал патриотов, защит ников Родины. До сих пор далеко не все осознают значение для воспитания подрастающе го поколения традиционной националь ной одежды. Опыт показал, что наибо лее восприимчивы к национальным цветовым сочетаниям, орнаментам (вы шивка, кружева и пр.), покроям оказа лись дошколята и младшие школьники (Академгородок Новосибирска). Костюм во многом предопределяет характер по ведения ребенка, его отношения со сверстниками и старшими, облагоражи вает чувства. Постепенно национальные костюмы, сшитые к праздникам, входят в повседневную жизнь. Особую роль играют школы народной культуры (опыт школ №№ 162 и 166 Новосибирска). Девочки изготовляют национальную одежду по лучшим этно графическим образцам. Это труд. Но он облегчается постоянно звучащими на родными песнями, сопровождается по стижением символики цвета, формы, орнаментов. Трехлетний опыт показал, что к выпускному классу девочки не только овладевают тайнами мастерства, так необходимого будущим хозяйкам и матерям, приобщаются к народной пев ческой культуре, но и обретают более высокий по сравнению со своими свер стницами, не прошедшими через шко лы народной культуры, нравствен ный уровень. На глазах изумлен ных родителей и учителей формиру ются Василисы Прекрасные. Чтобы создавать подобные школы повсемест но, не требуются многотысячные капи тальные вложения, требуется озарение энтузиастов из педагогов и родителей благородной идеей. Безусловно, большой эффективности можно достигнуть, если заниматься этим будут люди профессионально под готовленные. Сейчас уже никого не шо кирует утверждение, что кризис комсо мольской и пионерской организаций — явление повсеместное. Это — плоды тру да освобожденных пионерских вожатых и организаторов внеклассной работы. Во многих школах она носит формальный, «бумажный» характер (планы, отчеты, характеристики и пр.). Да и раньше была по существу такой же. Потому что специалисты данного профиля не име ют профессионального выхода на сферу эстетических интересов детей, а следо вательно и на формирование их нравст венного облика наиболее эффективны ми в наши дни средствами (время ми тингов, линеек миновало). Между тем, целый ряд педагогиче ских институтов, расположенных в крупных культурных центрах, мог бы обеспечить работу факультетов народ ной культуры. Использование народной музыки (хоровая культура), народной хореографии, народной этики, а также приемов и методов народной педагоги ки, помогло бы готовить высокообразо ванных педагогов по специальностям: преподаватель пения (музыки) и танцев —воспитатель (организатор внеклассной работы, пионерский вожатый и пр.). Это позволило бы дать плодотворное напра вление всему воспитательному процес су и в значительной степени снять стрессовые перегрузки детей и подрост ков за счет эстетически наполненных перемен между уроками (игры, танцы, пение), перевести в созидательное рус ло энергию детей в свободное от уроков время. Конечно, для решения столь глобаль ных проблем мало сил только специа листов. Нужна поставленная на доброт ную организационную основу цельная воспитательная система. Можно ли ее создать и есть ли для этого силы и средства? Все есть. Кризис пионерского и комсомольского движения обусловлен тем, что эти общественно-политические организации постепенно осознали собст венную бесполезность. Производствен ный принцип построения комсомоль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2