Сибирские огни № 008 - 1990

фильмами, фильмами насилия, никогда не закупавшимися за рубежом нашей страной. Иными словами, чаще всего под эгидой комсомола, легализовано видеопиратство, что ставит СССР в бо­ лее чем предосудительные правовые отношения с другими странами. Прямо-таки, на мой взгляд, зловещую роль в насаждении псевдокультуры иг­ рает Центральное телевидение. Хотя в нашей стране и за рубежом имеются сотни исследований биологов, медиков, психологов, педагогов, социологов, рас­ крывающих пагубное воздействие «мо­ лодежной субкультуры» (псевдокульту­ ры) на социальные, нравственные устои общества, на физическое и духовное здоровье людей, телевидение и значи­ тельная часть прессы усиленно «обере­ гают» народ от подобной информации и с редчайшим упорством, достойным дру­ гого применения, пользуясь изощренны­ ми формами рекламы, пропагандируют наркокультуру, взращивая неприязнь к национальным формам искусства, отра­ вляя национальное самосознание подра­ стающего поколения. Результаты общеизвестны. Шаткость нравственных и социальных критериев, противопоставление отцов и детей, раз­ вал семьи, сиротство при живых роди­ телях, кризис комсомола, дискредита­ ция партии, господство идеологии потре­ бительства, паразитизм торгово-сбыто­ вой кооперации, лавинообразный рост преступности. Особую тревогу вызывает рост детской и подростковой преступно­ сти, жестокости преступлений. Рьяные поборники всемерного распро­ странения наркокультуры отрицают ка­ кую-либо связь между этими, на пер­ вый взгляд далеко отстоящими один от другого, процессами. Но эту связь хоро­ шо видят педагоги, психологи, работни­ ки правоохранительных органов. Выра­ жая их мнение, министр внутренних дел СССР В. Бакатин видит оболванива­ ние детей и подростков в том, что им предлагают: «Кооперативные коммерче­ ские «шоу», видеосекс, полубандитские группировки, избивающие друг друга,— не выбор, а неволя» («Советская Рос­ сия», 1989, 4 окт., с. 4). Борьба против псевдокультуры обрела значение борьбы за спасение подраста­ ющего поколения, за нравственное оздо­ ровление и духовное возрождение оте­ чества, за национальное достоинство, за благотворные традиции национального искусства, народной культуры. V Попытка осмыслить исторические процессы и некоторые явления совре­ менности обусловила остро критические их оценки. Этим в наши дни никого не удивишь. Вся периодика да и «большая литература» переполнены критическими выступлениями. Позитивное отношение к прошлому и действительности — ред­ кость. Еще реже встречаются конструк­ тивные предложения, направленные на оздоровление обстановки. И если пожи­ лые люди на высоте своего жизненного опыта в большинстве своем при оглу­ шающем потоке разоблачительной ин­ формации, разрушении идеалов и при­ вычных критериев оценки социальной жизни сохраняют нравственные ориен­ тиры, стремятся к благородным целям и благим деяниям, тянутся к Добру, Кра­ соте и Свету, то большая часть молоде­ жи потеряла прочные социалистические основы, мечется во мраке вселенского хаоса. И в этом повинна не столько она, сколько старшее поколение, не рассчи­ тавшее следствия критических ударов. Передовая часть интеллигенции осо­ знала степень грозящей всему обществу опасности и давно уже вместе с творче­ ской частью молодежи занята поиском выхода из экономического, социального и духовного кризиса. Обобщение резуль­ татов этих поисков и позволяет сделать ряд заслуживающих, на мой взгляд, внимания и поддержки предложений. Все экономические и социальные ин­ ституты государства должны быть по­ вернуты от абстрактных показателей в сторону человека и его повседневных потребностей. Высшим критерием раз­ вития должны считаться физическое и духовное здоровье нации: увеличение продолжительности жизни человека, со­ кращение детской смертности, сиротст­ ва, преступности, укрепление семьи, по­ вышение уровня нравственности. Сле­ довало бы отказаться от кабальных до­ говоров, направленных на распродажу национальных богатств, от потребитель­ ской идеологии и попыток догнать в этом развитые капиталистические стра­ ны, ориентироваться на развитие духов­ ное, то есть продолжить тот путь, на котором наш народ оставил самые глу­ бокие следы. Сделать это без возрождения тради­ ционной народной культуры невозмож­ но. К счастью, в большинстве сел и де­ ревень еще сохранились традиционные певческие группы, талантливые гармо­ нисты, гусляры, балалаечники. При них можно и необходимо организовать уче­ нические группы, восстановить приемы и формы народной педагогики, позво­ ляющие в короткие сроки не только ов­ ладеть необходимыми знаниями и на­ выками хорового пения, музицирова­ ния, но и реализовать полученное в по­ вседневной жизни (на вечеринках, по­ сиделках, на народных праздниках). Наиболее одаренные носители народ­ ных музыкальных традиций вполне мо­ гут стать коллективными учителями пения и танцев (в первую очередь, хо­ роводного искусства), в школах, не име­ ющих преподавателей музыки. Весьма полезным являются семейные традиции музицирования, семейные «певческие школы», воскресные и вече- рочные танцы, основу которых состав­ ляет народная хореография. Участие се­ мейных коллективов в сельских и го­ родских праздниках, в фольклорных фестивалях, выступления по радио и телевидению способны в короткий срок активизировать их численный и твор­ ческий рост. Необходимо вернуть детям детство. Средством воспитания и всестороннего развития детей в дошкольных учрежде­ ниях должны стать народные подвияс-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2