Сибирские огни № 008 - 1990
фильмами, фильмами насилия, никогда не закупавшимися за рубежом нашей страной. Иными словами, чаще всего под эгидой комсомола, легализовано видеопиратство, что ставит СССР в бо лее чем предосудительные правовые отношения с другими странами. Прямо-таки, на мой взгляд, зловещую роль в насаждении псевдокультуры иг рает Центральное телевидение. Хотя в нашей стране и за рубежом имеются сотни исследований биологов, медиков, психологов, педагогов, социологов, рас крывающих пагубное воздействие «мо лодежной субкультуры» (псевдокульту ры) на социальные, нравственные устои общества, на физическое и духовное здоровье людей, телевидение и значи тельная часть прессы усиленно «обере гают» народ от подобной информации и с редчайшим упорством, достойным дру гого применения, пользуясь изощренны ми формами рекламы, пропагандируют наркокультуру, взращивая неприязнь к национальным формам искусства, отра вляя национальное самосознание подра стающего поколения. Результаты общеизвестны. Шаткость нравственных и социальных критериев, противопоставление отцов и детей, раз вал семьи, сиротство при живых роди телях, кризис комсомола, дискредита ция партии, господство идеологии потре бительства, паразитизм торгово-сбыто вой кооперации, лавинообразный рост преступности. Особую тревогу вызывает рост детской и подростковой преступно сти, жестокости преступлений. Рьяные поборники всемерного распро странения наркокультуры отрицают ка кую-либо связь между этими, на пер вый взгляд далеко отстоящими один от другого, процессами. Но эту связь хоро шо видят педагоги, психологи, работни ки правоохранительных органов. Выра жая их мнение, министр внутренних дел СССР В. Бакатин видит оболванива ние детей и подростков в том, что им предлагают: «Кооперативные коммерче ские «шоу», видеосекс, полубандитские группировки, избивающие друг друга,— не выбор, а неволя» («Советская Рос сия», 1989, 4 окт., с. 4). Борьба против псевдокультуры обрела значение борьбы за спасение подраста ющего поколения, за нравственное оздо ровление и духовное возрождение оте чества, за национальное достоинство, за благотворные традиции национального искусства, народной культуры. V Попытка осмыслить исторические процессы и некоторые явления совре менности обусловила остро критические их оценки. Этим в наши дни никого не удивишь. Вся периодика да и «большая литература» переполнены критическими выступлениями. Позитивное отношение к прошлому и действительности — ред кость. Еще реже встречаются конструк тивные предложения, направленные на оздоровление обстановки. И если пожи лые люди на высоте своего жизненного опыта в большинстве своем при оглу шающем потоке разоблачительной ин формации, разрушении идеалов и при вычных критериев оценки социальной жизни сохраняют нравственные ориен тиры, стремятся к благородным целям и благим деяниям, тянутся к Добру, Кра соте и Свету, то большая часть молоде жи потеряла прочные социалистические основы, мечется во мраке вселенского хаоса. И в этом повинна не столько она, сколько старшее поколение, не рассчи тавшее следствия критических ударов. Передовая часть интеллигенции осо знала степень грозящей всему обществу опасности и давно уже вместе с творче ской частью молодежи занята поиском выхода из экономического, социального и духовного кризиса. Обобщение резуль татов этих поисков и позволяет сделать ряд заслуживающих, на мой взгляд, внимания и поддержки предложений. Все экономические и социальные ин ституты государства должны быть по вернуты от абстрактных показателей в сторону человека и его повседневных потребностей. Высшим критерием раз вития должны считаться физическое и духовное здоровье нации: увеличение продолжительности жизни человека, со кращение детской смертности, сиротст ва, преступности, укрепление семьи, по вышение уровня нравственности. Сле довало бы отказаться от кабальных до говоров, направленных на распродажу национальных богатств, от потребитель ской идеологии и попыток догнать в этом развитые капиталистические стра ны, ориентироваться на развитие духов ное, то есть продолжить тот путь, на котором наш народ оставил самые глу бокие следы. Сделать это без возрождения тради ционной народной культуры невозмож но. К счастью, в большинстве сел и де ревень еще сохранились традиционные певческие группы, талантливые гармо нисты, гусляры, балалаечники. При них можно и необходимо организовать уче нические группы, восстановить приемы и формы народной педагогики, позво ляющие в короткие сроки не только ов ладеть необходимыми знаниями и на выками хорового пения, музицирова ния, но и реализовать полученное в по вседневной жизни (на вечеринках, по сиделках, на народных праздниках). Наиболее одаренные носители народ ных музыкальных традиций вполне мо гут стать коллективными учителями пения и танцев (в первую очередь, хо роводного искусства), в школах, не име ющих преподавателей музыки. Весьма полезным являются семейные традиции музицирования, семейные «певческие школы», воскресные и вече- рочные танцы, основу которых состав ляет народная хореография. Участие се мейных коллективов в сельских и го родских праздниках, в фольклорных фестивалях, выступления по радио и телевидению способны в короткий срок активизировать их численный и твор ческий рост. Необходимо вернуть детям детство. Средством воспитания и всестороннего развития детей в дошкольных учрежде ниях должны стать народные подвияс-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2