Сибирские огни № 008 - 1990

да нашего процессы? Являются ли они результатом проявления исторических закономерностей? IV В основе строения космоса, развития природы Земли лежит закон целесооб­ разности, не разрушительный и губи­ тельный хаос, а всепроницающая гар­ мония. Человеческое сознание в своих высших проявлениях отражает эту за­ кономерность и призвано служить ут­ верждению гармонии. Гармонии чело­ века и природы (философия хозяйство­ вания, экология), гармонии человека и общества (экология человека, мораль, социализация подрастающих поколе­ ний, соотношение национального и ин­ тернационального), гармонии духовной жизни народа (экология культуры, ре­ лигия). Искони человек осознавал себя час­ тицей природы, и его трудовая деятель­ ность была не «покорением природы», а диалогом Человека с Природой, кото­ рую он обожествлял. Это закреплено в сознании и языке народа: «земля-кор­ милица», «мать сыра-земля», «Волга- матушка» и др. Одного корня слова при­ рода, род, родить, народ, Родина, род­ ник. «Покорение природы» в нашем веке (все гигантские стройки и многие технологии) есть разрушение извечной гармонии, высвобождение губительного хаоса — прямой путь к экологическим катастрофам. Взаимоотношения человека и общест­ ва определяются социальной системой. Система, гарантирующая прогрессивное развитие творческого потенциала каж ­ дого человека, способная творческие (научные, художественные) и производ­ ственные достижения людей обратить во благо всего человечества, ближе все­ го к извечному идеалу народа. Социа­ листическая система в ее идеальной, а не дефюрмированной злоупотреблениями и просчетами, модели в наибольшей сте­ пени, по сравнению с другими система­ ми, соотносится с идеалом, она более гармонична в широком смысле этого слова. К сожалению, практика социалисти­ ческого строительства в нашей стране обернулась для народа трагедией. Твор­ ческая индивидуальность, деловая ини­ циатива, критическое отношение к дей­ ствительности привели десятки миллио­ нов наиболее одаренных людей к гибели. Шел безжалостный процесс нивелиров­ ки народного сознания. Его неизбеж­ ным следствием стали нравственная де­ градация, духовное обнищание народа. Оказалось, что экономика наша носит самоедский характер, в ней господству­ ет производство ради производства, гос­ подствует затратно-валовой механизм, она повернута в сторону от человека, не ориентирована на нужды его и за­ просы. Союз духовного возрождения отечест­ ва, в первую очередь благодаря трудам М. Ф. Антонова, предложил отказаться от сложившихся стереотипов в оценках экономической и социальной жизни страны, в основу их положить такие по­ казатели, как увеличение продолжи­ тельности жизни человека, крепость се­ мьи, сокращение детской смертности, физическое и духовное здоровье народа. Духовное здоровье или нездоровье на­ рода вернее и ярче всего проявляются в культуре и воспитании подрастающего поколения. Поэтому остановлюсь более подробно именно на этих вопросах. Педагогика, как совокупность, а на вы­ соких стадиях развития общественного сознания — система средств, форм и и методов воспитания, социализации подрастающего поколения зародилась в глубокой древности и развивалась вме­ сте с обществом. Педагогика как наука утвердилась значительно позднее, была и до сих пор остается прикладной фило­ софией. Тупики философии всегда бо­ лезненно сказываются на развитии пе­ дагогики. Бесконечная череда реформ общеоб­ разовательной школы — весомое тому подтверждение. Кстати, ни одна из этих реформ не дала положительных резуль­ татов. Провалом закончится и послед­ няя. Это неизбежно, закономерно. Неиз­ бежно потому, что в основе реформы нет здоровой философской концепции, определяющей цели и задачи воспита­ ния, шире — социализации подрастаю­ щего поколения. Следовательно, и сей­ час мы идем путем проб и ошибок. На заре своего существования челове­ чество стремилось познать окружающий мир и собственную сущность. Идеоло­ гией родового строя стала мифология. Она носила четко выраженный объяс­ нительный характер, а, следовательно, имела педагогическую направленность, была всеобъемлющим, универсальным, хотя и примитивным, учебником жизни, строго ее регламентировала. В более развитых языческих культу­ рах сформировались и обрели яркое об­ разное воплощение нравственные и эс­ тетические идеалы, выражавшие соци­ альные, духовные потребности общест­ ва. Образное воплощение идеалов не противоречит глубинному, философско­ му постижению жизни. Добро и красота, этика и эстетика, как давно известно, в народном сознании нераздельны. Обра­ зы богатырей народных эпосов, герои волшебных сказок, песен становятся образцами для подражания, эталонами поведения. Их отличительные черты — смелость, честность, правдивость, муд­ рость, воинская доблесть, готовность жертвовать собой ради спасения и бла­ га других — обретают значение нравст­ венных ориентиров. Богатыри русских былин, герои сказок, к тому же всегда привлекательны, прекрасны, красивы так, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Зло всегда чудовищно, уродли­ во (Змей Горыныч, Кощей Бессмерт­ ный, Идолище поганое и др.), безнравст­ венно, а потому гибнет в борьбе с доб­ ром. С принятием христианства идеалы православия, в основе своей не противо­ речащие предшествующим, накладыва­ лись на языческие и поднимали их на более возвышенную ступень постиже­ ния мира.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2