Сибирские огни № 008 - 1990
да нашего процессы? Являются ли они результатом проявления исторических закономерностей? IV В основе строения космоса, развития природы Земли лежит закон целесооб разности, не разрушительный и губи тельный хаос, а всепроницающая гар мония. Человеческое сознание в своих высших проявлениях отражает эту за кономерность и призвано служить ут верждению гармонии. Гармонии чело века и природы (философия хозяйство вания, экология), гармонии человека и общества (экология человека, мораль, социализация подрастающих поколе ний, соотношение национального и ин тернационального), гармонии духовной жизни народа (экология культуры, ре лигия). Искони человек осознавал себя час тицей природы, и его трудовая деятель ность была не «покорением природы», а диалогом Человека с Природой, кото рую он обожествлял. Это закреплено в сознании и языке народа: «земля-кор милица», «мать сыра-земля», «Волга- матушка» и др. Одного корня слова при рода, род, родить, народ, Родина, род ник. «Покорение природы» в нашем веке (все гигантские стройки и многие технологии) есть разрушение извечной гармонии, высвобождение губительного хаоса — прямой путь к экологическим катастрофам. Взаимоотношения человека и общест ва определяются социальной системой. Система, гарантирующая прогрессивное развитие творческого потенциала каж дого человека, способная творческие (научные, художественные) и производ ственные достижения людей обратить во благо всего человечества, ближе все го к извечному идеалу народа. Социа листическая система в ее идеальной, а не дефюрмированной злоупотреблениями и просчетами, модели в наибольшей сте пени, по сравнению с другими система ми, соотносится с идеалом, она более гармонична в широком смысле этого слова. К сожалению, практика социалисти ческого строительства в нашей стране обернулась для народа трагедией. Твор ческая индивидуальность, деловая ини циатива, критическое отношение к дей ствительности привели десятки миллио нов наиболее одаренных людей к гибели. Шел безжалостный процесс нивелиров ки народного сознания. Его неизбеж ным следствием стали нравственная де градация, духовное обнищание народа. Оказалось, что экономика наша носит самоедский характер, в ней господству ет производство ради производства, гос подствует затратно-валовой механизм, она повернута в сторону от человека, не ориентирована на нужды его и за просы. Союз духовного возрождения отечест ва, в первую очередь благодаря трудам М. Ф. Антонова, предложил отказаться от сложившихся стереотипов в оценках экономической и социальной жизни страны, в основу их положить такие по казатели, как увеличение продолжи тельности жизни человека, крепость се мьи, сокращение детской смертности, физическое и духовное здоровье народа. Духовное здоровье или нездоровье на рода вернее и ярче всего проявляются в культуре и воспитании подрастающего поколения. Поэтому остановлюсь более подробно именно на этих вопросах. Педагогика, как совокупность, а на вы соких стадиях развития общественного сознания — система средств, форм и и методов воспитания, социализации подрастающего поколения зародилась в глубокой древности и развивалась вме сте с обществом. Педагогика как наука утвердилась значительно позднее, была и до сих пор остается прикладной фило софией. Тупики философии всегда бо лезненно сказываются на развитии пе дагогики. Бесконечная череда реформ общеоб разовательной школы — весомое тому подтверждение. Кстати, ни одна из этих реформ не дала положительных резуль татов. Провалом закончится и послед няя. Это неизбежно, закономерно. Неиз бежно потому, что в основе реформы нет здоровой философской концепции, определяющей цели и задачи воспита ния, шире — социализации подрастаю щего поколения. Следовательно, и сей час мы идем путем проб и ошибок. На заре своего существования челове чество стремилось познать окружающий мир и собственную сущность. Идеоло гией родового строя стала мифология. Она носила четко выраженный объяс нительный характер, а, следовательно, имела педагогическую направленность, была всеобъемлющим, универсальным, хотя и примитивным, учебником жизни, строго ее регламентировала. В более развитых языческих культу рах сформировались и обрели яркое об разное воплощение нравственные и эс тетические идеалы, выражавшие соци альные, духовные потребности общест ва. Образное воплощение идеалов не противоречит глубинному, философско му постижению жизни. Добро и красота, этика и эстетика, как давно известно, в народном сознании нераздельны. Обра зы богатырей народных эпосов, герои волшебных сказок, песен становятся образцами для подражания, эталонами поведения. Их отличительные черты — смелость, честность, правдивость, муд рость, воинская доблесть, готовность жертвовать собой ради спасения и бла га других — обретают значение нравст венных ориентиров. Богатыри русских былин, герои сказок, к тому же всегда привлекательны, прекрасны, красивы так, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Зло всегда чудовищно, уродли во (Змей Горыныч, Кощей Бессмерт ный, Идолище поганое и др.), безнравст венно, а потому гибнет в борьбе с доб ром. С принятием христианства идеалы православия, в основе своей не противо речащие предшествующим, накладыва лись на языческие и поднимали их на более возвышенную ступень постиже ния мира.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2