Сибирские огни № 008 - 1990

ными. Сепаратистским движениям стре­ мятся дать законодательное обоснова­ ние. Перестройка, ориентированная на развитие демократии, переносящая бре­ мя власти с одних структур на другие, ослабила традиционные институты вла­ сти и не успела ввести в действие но­ вые, что в немалой степени способство­ вало ослаблению центростремительных сил и усилению разъединительных под­ рывающих основы Союза Советских Социалистических Республик. На смену железному порядку, бездушному меха­ низму подавления приходит всеразруша- ющий хаос. Реальной структурооргани­ зующей силой государства остались только армия и правоохранительные ор­ ганы. Против них и направлены сейчас хорошо организованные удары анти­ социалистических, вненациональных сил. Пресса, телевидение, депутатская трибуна целенаправленно используются этими силами, чтобы подорвать нравст­ венные устои офицерского корпуса, идею патриотизма. О действенности этих уда­ ров свидетельствуют кровавые события, развившиеся в Ферганской долине, вок­ руг Нагорного Карабаха... В настоящее время не лозунговое, а реальное развитие социальных процес­ сов определяется не столько экономи­ кой, сколько тем, в чьих руках нахо­ дятся средства массовой информации. Они формируют общественное мнение, нередко, нарушая элементарные нормы правового государства, шельмуют высо­ копоставленных работников партийно­ го и государственного аппарата, которые осмелились противостоять их разруши­ тельным устремлениям. И в то же вре­ мя, венчают терновым венком мученика деятелей, взрастивших сталинизм и в полной мере ответственных за его крова­ вые деяния (Н. И. Бухарина, например), готовят пьедестал повыше ленинского для Л. Д. Троцкого, старательно подво­ дят «научно-гуманистическую» основу под националистические сепаратистские устремления. Разъединительным тенденциям могут и должны противостоять центростреми­ тельные. Но им для этого нужно ядро, обладающее мощнейшей силой притяже­ ния. Производственно-экономический и духовный потенциал России предназна­ чил ей роль ведущего звена в содруже­ стве республик. Почему же она утрачи­ вает самой историей предопределенное ей место в жизни страны? Судьба Рос­ сии, на мой взгляд, во многом напоми­ нает судьбу старшей сестры, взвалившей на свои плечи всю полноту ответствен­ ности за братьев и сестер. Поднявшись на крыло, младшие улетают из родного гнезда. Не все помнят ее заботу, когда лучший кусок и лучшую одежку отда­ вала им, когда все тяготы жизни брала на себя. И почти никто не считает себя должником. Иногда стыдятся ее необра­ зованности, заскорузлых от мозолей рук, бытовой неустроенности. Трудовой народ России за всю свою историю ни полушки не получил от об­ ширных некогда полуколониальных ок­ раин. Но после революции исправно пла­ тил «долги», отказывая себе в самом не­ обходимом, помогал братским народам страны обрести экономический фунда­ мент и высокую культуру. Лишенный националистической гордыни, движи­ мый высоким чувством интернациона­ лизма, принимал как должное, когда в самой России командирами производст­ ва, партийными и советскими руководи­ телями становились представители дру­ гих народов, когда они стали представ­ лять русскую науку, русское искусство, русскую культуру вообще. Больше того, все, даже самые мало­ численные республики, имеют свои ака­ демии наук — Россия не имеет. Вся пол­ нота власти почти семь десятилетий на­ ходится в руках коммунистических партий республик, а если точнее — в ру­ ках их центральных комитетов. В Рос­ сии нет своей коммунистической партии, нет способного постоять за ее интересы Центрального Комитета. Ее лишили да­ же своей столицы. Первопрестольная Москва давно уже стала столицей Союза со всеми вытекающими из этого послед­ ствиями. Каждая из этих утрат, ущем­ ляющих суверенитет «старшей сестры», не смертельна. В совокупности — они разрушительны. Россия лишилась цент­ ра собственной духовности, оказалась самой обездоленной из сестер-респуб- лик. И как следствие: русский народ практически утратил национальное са­ мосознание. Попробуем разобраться в причинах. Беспредельность территории, много- миллионность нации рождали ощуще­ ние полной защищенности от внешней опасности, что постепенно вело к утрате чувства национальной территориально­ сти, национального единения. То, что с развитием современных средств распро­ странения идейно-эстетической инфор­ мации интервенция обрела иные, дале­ кие от традиционных военных, формы, не осознано народом, особенно моло­ дежью, и до сих пор. Изощренное на­ саждение иноземной, «вненациональной» культуры в быт и сознание россиян — выверенный путь к идейному разоруже­ нию нации. Важнейшим этноопределителем явля­ ется язык нации. Русский язык, обретя значение языка межнационального об­ щения, утратил свою национальную значимость, значение этноопределителя. Являясь «родным» языком нерусских народов, сохраняющих собственное на­ циональное сознание, он утратил спо­ собность консолидации русского народа. Важной основой национального само­ сознания является унаследованная от предков культура. Еще в тридцатых го­ дах русской традиционной культуре был нанесен сокрушительный удар, искус­ ственно прервана культурная связь по­ колений, разрушена историческая па­ мять народа. Один из крупнейших ис­ следователей традиционной культуры и талантливейший писатель-историк Д. М. Балашов со знанием дела и глубокой болью писал, что народ можно убить двумя способами: истребить физически или лишить его исторической памяти. Как развивались гибельные для наро

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2