Сибирские огни № 008 - 1990
ными. Сепаратистским движениям стре мятся дать законодательное обоснова ние. Перестройка, ориентированная на развитие демократии, переносящая бре мя власти с одних структур на другие, ослабила традиционные институты вла сти и не успела ввести в действие но вые, что в немалой степени способство вало ослаблению центростремительных сил и усилению разъединительных под рывающих основы Союза Советских Социалистических Республик. На смену железному порядку, бездушному меха низму подавления приходит всеразруша- ющий хаос. Реальной структурооргани зующей силой государства остались только армия и правоохранительные ор ганы. Против них и направлены сейчас хорошо организованные удары анти социалистических, вненациональных сил. Пресса, телевидение, депутатская трибуна целенаправленно используются этими силами, чтобы подорвать нравст венные устои офицерского корпуса, идею патриотизма. О действенности этих уда ров свидетельствуют кровавые события, развившиеся в Ферганской долине, вок руг Нагорного Карабаха... В настоящее время не лозунговое, а реальное развитие социальных процес сов определяется не столько экономи кой, сколько тем, в чьих руках нахо дятся средства массовой информации. Они формируют общественное мнение, нередко, нарушая элементарные нормы правового государства, шельмуют высо копоставленных работников партийно го и государственного аппарата, которые осмелились противостоять их разруши тельным устремлениям. И в то же вре мя, венчают терновым венком мученика деятелей, взрастивших сталинизм и в полной мере ответственных за его крова вые деяния (Н. И. Бухарина, например), готовят пьедестал повыше ленинского для Л. Д. Троцкого, старательно подво дят «научно-гуманистическую» основу под националистические сепаратистские устремления. Разъединительным тенденциям могут и должны противостоять центростреми тельные. Но им для этого нужно ядро, обладающее мощнейшей силой притяже ния. Производственно-экономический и духовный потенциал России предназна чил ей роль ведущего звена в содруже стве республик. Почему же она утрачи вает самой историей предопределенное ей место в жизни страны? Судьба Рос сии, на мой взгляд, во многом напоми нает судьбу старшей сестры, взвалившей на свои плечи всю полноту ответствен ности за братьев и сестер. Поднявшись на крыло, младшие улетают из родного гнезда. Не все помнят ее заботу, когда лучший кусок и лучшую одежку отда вала им, когда все тяготы жизни брала на себя. И почти никто не считает себя должником. Иногда стыдятся ее необра зованности, заскорузлых от мозолей рук, бытовой неустроенности. Трудовой народ России за всю свою историю ни полушки не получил от об ширных некогда полуколониальных ок раин. Но после революции исправно пла тил «долги», отказывая себе в самом не обходимом, помогал братским народам страны обрести экономический фунда мент и высокую культуру. Лишенный националистической гордыни, движи мый высоким чувством интернациона лизма, принимал как должное, когда в самой России командирами производст ва, партийными и советскими руководи телями становились представители дру гих народов, когда они стали представ лять русскую науку, русское искусство, русскую культуру вообще. Больше того, все, даже самые мало численные республики, имеют свои ака демии наук — Россия не имеет. Вся пол нота власти почти семь десятилетий на ходится в руках коммунистических партий республик, а если точнее — в ру ках их центральных комитетов. В Рос сии нет своей коммунистической партии, нет способного постоять за ее интересы Центрального Комитета. Ее лишили да же своей столицы. Первопрестольная Москва давно уже стала столицей Союза со всеми вытекающими из этого послед ствиями. Каждая из этих утрат, ущем ляющих суверенитет «старшей сестры», не смертельна. В совокупности — они разрушительны. Россия лишилась цент ра собственной духовности, оказалась самой обездоленной из сестер-респуб- лик. И как следствие: русский народ практически утратил национальное са мосознание. Попробуем разобраться в причинах. Беспредельность территории, много- миллионность нации рождали ощуще ние полной защищенности от внешней опасности, что постепенно вело к утрате чувства национальной территориально сти, национального единения. То, что с развитием современных средств распро странения идейно-эстетической инфор мации интервенция обрела иные, дале кие от традиционных военных, формы, не осознано народом, особенно моло дежью, и до сих пор. Изощренное на саждение иноземной, «вненациональной» культуры в быт и сознание россиян — выверенный путь к идейному разоруже нию нации. Важнейшим этноопределителем явля ется язык нации. Русский язык, обретя значение языка межнационального об щения, утратил свою национальную значимость, значение этноопределителя. Являясь «родным» языком нерусских народов, сохраняющих собственное на циональное сознание, он утратил спо собность консолидации русского народа. Важной основой национального само сознания является унаследованная от предков культура. Еще в тридцатых го дах русской традиционной культуре был нанесен сокрушительный удар, искус ственно прервана культурная связь по колений, разрушена историческая па мять народа. Один из крупнейших ис следователей традиционной культуры и талантливейший писатель-историк Д. М. Балашов со знанием дела и глубокой болью писал, что народ можно убить двумя способами: истребить физически или лишить его исторической памяти. Как развивались гибельные для наро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2