Сибирские огни № 008 - 1990
вающую личные перспективы, обеспечи вающую сверхобеспеченное внесоциаль- ное существование в социалистическом обществе. Правящая номенклатура ста ла классом, даже более привилегирован ным, чем дворянство. Правда, в силу специфики своего формирования она не могла быть носителем и малой доли достоинств, присущих дворянству, не могла иметь и не имела потенциальных его творческих возможностей. Творческая индивидуальность, дело вая инициатива, критическое отношение к действительности расценивались как порок, преступление и искоренялись. Шел неизбежный в таких социальных условиях процесс нравственной деграда ции, духовного обнищания народа. Само понятие народ как-то незаметно было подменено устойчивым словосочетанием «народные массы». Средства массовой информации буквально заполнены стра стными призывами просвещать, воспи тывать, культурно обслуживать народ ные массы. Само слово масса применительно к лю дям, а каждый человек — личность, не повторимый космос, представляется не пригодным. Масса — вещество, тело, ма терия (по В. И. Далю). И замена слов народ, люди словосочетанием народные массы весьма примечательно в идеоло гическом плане. Массу можно месить, выбрасывая в Бабий или Нарымский яр, формовать по своему усмотрению. Произошло «расчеловечивание» понятия народ, исчезла в бесформенной абстрак ции личность как таковая с ее индиви дуальными особенностями, болями и радостями. Из массы можно формиро вать нечто новое, сильное и безличност- ное. Методом формирования стало вос питание. Коммунисты воспитывали комсомоль цев, комсомольцы — пионеров, пионе ры — октябрят... «Школой коммунизма» стали профсоюзы, воспитывали литера тура, кинематограф, пресса... В основе этого — неверие в разум и творческие силы народа, страх перед его волей. Власть народа, действующая «для наро да» и «ради народа», боялась своего на рода, его волеизъявления. Выборы были подменены пародией на выборы. Что же заставляло людей идти к избиратель ным урнам без права выбора, кричать «ура!» на многотысячных демонстра циях? Стремление выжить научило приспо сабливаться, отбрасывая гордость, чело веческое достоинство, даже обычную че ловечность. По-иному не мог поступать человек там, «где льется кровь. Где сло во, мысль, невольный взор Влекут, как явный заговор, Как преступление, на плаху И где народ, подвластный страху, Не смеет шепотом роптать...» (из стихо творного послания декабриста А. С. Пушкину). За десятилетия такой жизни народ, лишенный всяких политических прав и активного участия в общественной жиз ни, превращался в «народные массы», возвращался к первобытному состоянию стадности. Стадо послушно пастуху, если в руках его лишающий воли бичик но вых арестов, новых процессов. В стаде люди переставали быть собственно людь ми. Для многих такое состояние стано вилось вполне естественным. Человек, осознавший свою полнейшую недееспособность, а следовательно и «никчемность» своего существования, и не видевший реального выхода из со циально-политического тупика, искал забвения, старался отключить больное сознание. В этом социальная основа массового алкоголизма, унесшего десят ки миллионов жизней, наносящего мно гомиллиардный ежегодный ущерб на родному хозяйству, предопределяющего появление на свет физически и психи чески неполноценных поколений людей. Пьянство, на десятилетия ставшее нор мой жизни широчайших слоев народа, обернулось алкогольным геноцидом, по своим разрушительно-губительным по следствиям превосходящим урон Вели кой Отечественной войны. Официальная пропаганда все негатив ные явления нашей жизни или не заме чала, или определяла как «пережитки проклятого прошлого». Алкоголизм, нар комания, преступность в зарубежных странах порождены «уродливой соци альной действительностью», у нас — «пережитки прошлого». Это требует бо лее основательного рассмотрения. III Обескровленное нескончаемой чередой репрессий старшее поколение вынужде но было признать свое бессилие, сми риться, принять бесправие за норму со циального устройства. Новые поколения, не знавшие иной действительности, пол ностью отрезанные от внешнего мира и целенаправленно формируемые офици альной пропагандой, с молоком матери воспринимали психологию рабов, за честь почитали быть винтиками бездум ной машины социального строения. Че ловек-винтик не мог и не хотел думать, решать, отвечать; «Наше дело малень кое!» — стало поговоркой. Долог перечень бездумных деяний, повергнувших в нищету и пустивших с сумой по миру самую обширную и бо гатую плодороднейшими черноземами страну на планете, некогда продававшую зерно, мясо и масло многим странам Европы. Развиваясь «гигантскими шага ми», достигнув стадии «развитого социа лизма», стала великая держава посме шищем даже в глазах народов разви вающихся стран, истратила всю валюту и золотые запасы на покупку продоволь ствия и предметов первой необходимо сти за рубежом. Все это не укладывается в рамки здравого рассудка. Никакие глобальные природные катаклизмы, никакие опусто шительные нашествия вражеских орд не могли нанести и малой доли того вреда, который нанесен самоотверженным тру дом народных масс, состоящих из лю- дей-винтиков. Люди-винтики, ставшие у руля экономики, самым невероятным способом превращали блага в их проти воположность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2