Сибирские огни № 008 - 1990
функционировать. Нравственное влияние религии на народ было значительным. Это вполне закономерно. И не было по казателем отсталости и необразованно сти, как пыталась это преподнести офи циальная пропаганда. У церкви были огромные заслуги перед народом. Православие не осквернило себя, по добно католицизму, инквизицией, не знало мистицизма, характерного для ряда религиозных течений. Православ ная церковь на Руси была проводником письменности, грамотности, хранитель ницей памятников истории и культуры, стояла у колыбели русской литературы. В период феодальной раздробленности церковь последовательно противостояла разъединительным тенденциям, порица ла и проклинала братоубийственные войны, князей-крамольников, мирила их, приводя к «крестоцелованию», все ми доступными ей способами поддержи вала чувство единства русских людей (см.: «Киево-Печерский патерик», «Ска зание о Борисе и Глебе» и др. памятни ки). Религиозные установки во многом оп ределяли мораль и естественное право русского народа. Но заповеди: «не убий», «не укради», «возлюби ближнего» и дру гие, выраженные с детски наивной пря молинейностью, а 'потому доступные каждому, пришли в явное противоречие с практикой раскрестьянивания, когда ближних изгоняли из родных гнезд за тридевять земель, обрекая на верную гибель, когда грабеж, названный раску лачиванием, был куда страшней и без нравственней любой кражи. С тех, кто убивал ближних, грабил, жил за чужой счет, надо было снять любую ответствен ность, даже ту, которая последует по учению церкви в загробном мире. И те же силы, что вели раскрестьяни вание, были брошены на уничтожение церкви. Осквернены и разрушены тыся чи и тысячи храмов, в том числе и ве ликолепные памятники архитектуры, разбиты благозвучные колокола, в сата нинском огне костров горели древнейшие книги, написанные сельскими богомаза ми и талантливейшими художниками иконы. Начатый в начале тридцатых ан- тицерковный шабаш закончился, как известно, к концу десятилетия практи чески полным истреблением всех цер ковнослужителей. Добро над злом торжествовало только в сказке. Пока жива сказка с ее идеала ми — теплится надежда на возрожде ние. И сказку стремились изгнать из народного быта, из детского чтения. На родный дух жил в аграрных праздниках и семейных обрядах — их объявляют пережитками прошлого, запрещают. Да же песня — душа народа — отступала под напором вненациональной музыки, глохла от грохота победных реляций о построении социализма. II Если моделью социального устройства считать древо жизни, то общество — по гибло. Срублена крона (духовная жизнь — дворянство, духовенство), разрушен ствол (экономика, управление — бур жуазия, чиновничество), подрублены корни (производство материальных цен ностей — крестьянство, рабочие). Древу жизни для сохранения признаков жиз ни надо было обладать легендарной жи вучестью тополя. Остатки пня, втоптан ный в землю сучок, обрубок изуродован ного корня назло сухим ветрам выме тывают зеленые тополиные побеги... Народ, руководствуясь инстинктом са мосохранения, должен был при любых обстоятельствах стремиться к возрож дению, к восполнению урона. Процесс этот болезненный и длительный. Тем не менее выходцы из крестьян, мещан, третьего сословия, чудом сохранившихся дворян и буржуазии к концу тридца тых годов составили новый, по качест вам своим и дееспособности далеко не равноценный дореволюционному, но уже функционировавший отряд военной, на учно-технической и творческой интелли генции. Против него и был направлен в пер вую очередь губительный удар репрес сивно-губительной сталинской машины уничтожения. Только полная бесприн ципность, отказ от чувств сострадания, человеколюбия, человеческого достоин ства, предельная приспособляемость к злу и насилию, хамелеонская мимикрия обеспечивали выживание и восхождение по ступеням иерархической лестницы к власти и обеспеченности. Взаимная слежка, доносительство, отказ от друзей «по зову сердца», от родственников и да же родителей, оказавшихся «в стане врагов народа», раболепное послушание и благоговейное служение идолу, ради которого выше чести почиталось попра ние истины. Страну конца тридцатых можно назвать царством страха. Даже люди честные, достаточно умные, чтобы понять происходившее, не утратившие нравственные ориентиры, думали одно, говорили другое, делали третье. Так бы ла сформирована та часть народа, ко торая функционально заместила дворян ство, духовенство и буржуазию. Прои зошло духовное выхолащивание и нрав ственное разоружение тех, в чьих руках оказывалась нация. Чтобы достичь по добного эффекта, в сталинскую мясо рубку были брошены многие миллионы честных людей. Репрессии не обошли и представите лей рабочих и крестьян, рядовых тру- жеников, хотя в процентном отношении и меньше ударили, чем представителей интеллигенции и органов управления. Численно выросший рабочий класс по полнился в основном крестьянами, по кинувшими деревню в период насильст венной коллективизации. Они составля ли большинство. О какой-либо классовой идеологии не могло быть и речи. Идео логия партии (а если точнее, то идеоло гические воззрения ее лидеров) выдава лась за идеологию класса-гегемона. Следует отметить, что умелое управле ние средствами массовой информации — пресса, радио, кинематограф — целе направленная тотальная пропаганда, помноженная на традиционное трудо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2