Сибирские огни № 008 - 1990
сатели указали нравственные критерии оценки исторических реалий и нашей действительности. I Теоретики и политики всех мастей и оттенков, кажется, только и радели о нуждах народа. Слова «народ», «нация» наиболее часто употребительны во всех речах, политических декларациях, науч ных трактатах, где и потерялись свойст ва многосложности и противоречивости внутренней их структуры. А ведь никто заранее не может с уве ренностью сказать, к каким последстви ям может привести разрушение того или иного структурного звена. Речь идет не только о классах и сословиях. Иногда малочисленная социальная группа мо жет иметь широко разветвленные и имеющие жизненно важные глубокие связи со всеми другими структурами. Ее уничтожение неизбежно вызовет бо лезненное состояние всего общества. Уничтожение класса — потрясение гло бальное, переводящее общество в каче ственно иное состояние. Это хорошо известно в науке. Но чаще всего при толковании таких процессов останавли ваются на социально-политических из менениях, лежащих на поверхности. Когда речь идет о гибели класса или классов, этого бывает достаточно для объяснения сущности происходящих процессов. Но если низвержение классов сопровождается физическим истреблени ем людей, этого явно мало: н а р о д т е р я е т значительную часть с в о е й ф и з и ч е с к о й и п с и х и ч е с к о й с и л ы . Во время Октябрьской революции и гражданской войны были истреблены или эмигрировали дворяне, буржуазия, некоторая часть ученых и технической интеллигенции. Потеря нескольких мил лионов человек, безусловно, чувстви тельна даже для многомиллионной Рос сии. Но достаточно было нескольких лет мирной жизни, чтобы восполнить физи ческую силу за счет естественного при роста населения. Гораздо сложнее вос полнить психическую силу народа: тре буется длительная целенаправленная работа целого ряда поколений. Это обусловлено классово-сословной дифференциацией общенародных, госу дарственных функций. Любой народ, имеющий государственную организацию, можно уподобить растущему и разви вающемуся дереву. Пришедшее из глу бины веков древо жизни являет собой не только связь трех миров, но и уни версальную модель социальной структу ры общества. Только слаженное и взаи мообусловленное функционирование кор невой системы (производство материаль ных ценностей — крестьяне, рабочие), ствола (экономические, коммуникатив но-распределительные, управленческие функции — буржуазия, чиновничество) и кроны (производство духовных ценно стей: наука, культура, мораль, религия — дворянство, интеллигенция, духовенство) обеспечивают рост и развитие «древа жизни». Древо жизни как модель не про тивостоит классовой теории и не отри цает того факта, что господствующие классы и сословия жили и процветали за счет эксплуатации трудящихся клас сов, а образно, наглядно представляет исторически обусловленную функцио нальную дифференциацию в классовом обществе. Если бы крестьяне не обеспе чивали всем необходимым для жизни дворянство, последнее не смогло бы стать производителем ценностей духов ных. Ученый, художник, вынужденный в «поте лица своего» «добывать хлеб свой насущный», никогда не сможет реа лизовать и малую долю заложенных в нем от природы творческих потенций, не говоря уже о том, что, прежде чем стать ученым, художником, он должен пройти многолетнюю и далеко не деше вую «школу». Сошлюсь только на два примера. Гер цен не стал бы Герценом, не смог бы ударить в свой «Колокол», если бы, де сятилетия пребывая за рубежом, не по лучал исправно доходы с принадлежав ших ему российских имений. Мир не увидел бы «Явление Христа народу», если бы четвертьвековое пребывание за границей художника Иванова не было оплачено. Примеры можно множить. Появление значительного творца из «ра ботного люда» скорее исключение, чем правило, — подвиг. На определенных ступенях обществен ного развития процветание одних клас сов и сословий за счет труда других классов и сословий вполне закономерно. Эта социальная несправедливость, как это ни звучит парадоксально, оборачи вается исторической справедливостью, так как позволяет господствующим классам, освобожденным от заботы о куске хлеба, переключить свою жизнен ную энергию на производство духовных ценностей и тем обеспечить прогресс об щества в целом. История капитализма в России ко времени революционных потрясений ис числялась несколькими десятилетиями. Период бурного развития буржуазии пришелся на конец Х1Х^ — начало XX века. Это был молодой, восходящий класс, в принципе отличный от «темно го царства» старого купечества. Его ка питалы, ставшие экономической основой государства, создавались в невиданно короткий срок, что само по себе свиде тельствовало о жизнеспособности и сози дательной силе класса. К этому следует добавить, что класс еще не имел собственных организацион ных институтов общегосударственной значимости и не имел сословных приви легий. Собственно его представляли наи более смелые, предприимчивые выходцы из дворян, крестьян, мещан, потомствен ного купечества. Их, как правило, отли чали широта экономических и правовых познаний, гибкость ума, обостренное чув ство нового, жажда созидательной дея тельности, страсть к наживе, накопи тельству, расчетливость. Быстрое продвижение к экономиче скому, а вслед за ним и к политическо му господству невозможно без постоян
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2