Сибирские огни № 008 - 1990

сатели указали нравственные критерии оценки исторических реалий и нашей действительности. I Теоретики и политики всех мастей и оттенков, кажется, только и радели о нуждах народа. Слова «народ», «нация» наиболее часто употребительны во всех речах, политических декларациях, науч­ ных трактатах, где и потерялись свойст­ ва многосложности и противоречивости внутренней их структуры. А ведь никто заранее не может с уве­ ренностью сказать, к каким последстви­ ям может привести разрушение того или иного структурного звена. Речь идет не только о классах и сословиях. Иногда малочисленная социальная группа мо­ жет иметь широко разветвленные и имеющие жизненно важные глубокие связи со всеми другими структурами. Ее уничтожение неизбежно вызовет бо­ лезненное состояние всего общества. Уничтожение класса — потрясение гло­ бальное, переводящее общество в каче­ ственно иное состояние. Это хорошо известно в науке. Но чаще всего при толковании таких процессов останавли­ ваются на социально-политических из­ менениях, лежащих на поверхности. Когда речь идет о гибели класса или классов, этого бывает достаточно для объяснения сущности происходящих процессов. Но если низвержение классов сопровождается физическим истреблени­ ем людей, этого явно мало: н а р о д т е р я е т значительную часть с в о е й ф и з и ч е с к о й и п с и х и ч е с к о й с и л ы . Во время Октябрьской революции и гражданской войны были истреблены или эмигрировали дворяне, буржуазия, некоторая часть ученых и технической интеллигенции. Потеря нескольких мил­ лионов человек, безусловно, чувстви­ тельна даже для многомиллионной Рос­ сии. Но достаточно было нескольких лет мирной жизни, чтобы восполнить физи­ ческую силу за счет естественного при­ роста населения. Гораздо сложнее вос­ полнить психическую силу народа: тре­ буется длительная целенаправленная работа целого ряда поколений. Это обусловлено классово-сословной дифференциацией общенародных, госу­ дарственных функций. Любой народ, имеющий государственную организацию, можно уподобить растущему и разви­ вающемуся дереву. Пришедшее из глу­ бины веков древо жизни являет собой не только связь трех миров, но и уни­ версальную модель социальной структу­ ры общества. Только слаженное и взаи­ мообусловленное функционирование кор­ невой системы (производство материаль­ ных ценностей — крестьяне, рабочие), ствола (экономические, коммуникатив­ но-распределительные, управленческие функции — буржуазия, чиновничество) и кроны (производство духовных ценно­ стей: наука, культура, мораль, религия — дворянство, интеллигенция, духовенство) обеспечивают рост и развитие «древа жизни». Древо жизни как модель не про­ тивостоит классовой теории и не отри­ цает того факта, что господствующие классы и сословия жили и процветали за счет эксплуатации трудящихся клас­ сов, а образно, наглядно представляет исторически обусловленную функцио­ нальную дифференциацию в классовом обществе. Если бы крестьяне не обеспе­ чивали всем необходимым для жизни дворянство, последнее не смогло бы стать производителем ценностей духов­ ных. Ученый, художник, вынужденный в «поте лица своего» «добывать хлеб свой насущный», никогда не сможет реа­ лизовать и малую долю заложенных в нем от природы творческих потенций, не говоря уже о том, что, прежде чем стать ученым, художником, он должен пройти многолетнюю и далеко не деше­ вую «школу». Сошлюсь только на два примера. Гер­ цен не стал бы Герценом, не смог бы ударить в свой «Колокол», если бы, де­ сятилетия пребывая за рубежом, не по­ лучал исправно доходы с принадлежав­ ших ему российских имений. Мир не увидел бы «Явление Христа народу», если бы четвертьвековое пребывание за границей художника Иванова не было оплачено. Примеры можно множить. Появление значительного творца из «ра­ ботного люда» скорее исключение, чем правило, — подвиг. На определенных ступенях обществен­ ного развития процветание одних клас­ сов и сословий за счет труда других классов и сословий вполне закономерно. Эта социальная несправедливость, как это ни звучит парадоксально, оборачи­ вается исторической справедливостью, так как позволяет господствующим классам, освобожденным от заботы о куске хлеба, переключить свою жизнен­ ную энергию на производство духовных ценностей и тем обеспечить прогресс об­ щества в целом. История капитализма в России ко времени революционных потрясений ис­ числялась несколькими десятилетиями. Период бурного развития буржуазии пришелся на конец Х1Х^ — начало XX века. Это был молодой, восходящий класс, в принципе отличный от «темно­ го царства» старого купечества. Его ка­ питалы, ставшие экономической основой государства, создавались в невиданно короткий срок, что само по себе свиде­ тельствовало о жизнеспособности и сози­ дательной силе класса. К этому следует добавить, что класс еще не имел собственных организацион­ ных институтов общегосударственной значимости и не имел сословных приви­ легий. Собственно его представляли наи­ более смелые, предприимчивые выходцы из дворян, крестьян, мещан, потомствен­ ного купечества. Их, как правило, отли­ чали широта экономических и правовых познаний, гибкость ума, обостренное чув­ ство нового, жажда созидательной дея­ тельности, страсть к наживе, накопи­ тельству, расчетливость. Быстрое продвижение к экономиче­ скому, а вслед за ним и к политическо­ му господству невозможно без постоян

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2