Сибирские огни № 008 - 1990
□ЧЕРН. И ПУБЛИЦИСТИКА Михаил МЕЛЬНИКОВ ДРЕВО ЖИЗНИ НА СЕМИ ВЕТРАХ Н ам с детства известно о классах- антагонистах и их борьбе, об исто рической обусловленности гибели одних классов и возвышении (диктату ре) других. И мы настолько привыкли к этой политэкономической терминоло гии и фразеологии, что понятие «класс» воспринимаем как некую абстракцию, лишенную человеческой сущности, пло ти и крови, а за выражением «гибель класса» не видим трагедии сотен тысяч, а то и миллионов людей. Законы клас совой борьбы как бы «на законном осно вании» перечеркивают понятия «челове колюбие», «сострадание», «личность», «гуманизм». Если теорию понимать как обобщение социально-исторического опыта, то все верно. Теоретики и практики социали стической революции считали, что ги бель господствующих классов неизбежно предполагала физическое истребление людей. Принимая реалии революции за проявление объективных законов клас совой борьбы, общественные науки на протяжении многих десятилетий стара тельно возводили теоретический фунда мент содеянному. Любая попытка отлич ного от «ортодоксально-марксистского» суждения о революции расценивалась, как -покушение на основы основ, как враждебная вылазка. Страх перед неиз бежно следующей за таким выводом расправой сковывал научный поиск, утверждая господство догматизма. Раскрепощение мысли неизбежно ве дет к переоценке ценностей, к низвер жению догм. Процесс этот начинается с вопросов и сомнений. Революционная смена класса-гегемона, лишение поме щиков права на землю, нетрудовые до ходы и. традиционные привилегии, бур жуазии — на заводы, фабрики, капита лы разве не определяли гибель этих классов? Требовало ли их низвержение обязательного истребления или изгнания за рубеж дворян-помещиков и капита листов? Была ли в этом объективная необходимость? Мы знакомы с револю цией в более чем одностороннем ее освещении, а потому не можем судить с достаточной определенностью, были ли альтернативы решению об уничтожении господствующих классов. Историю, ко нечно, не исправишь, но она многому может научить. Важно знать, в какой степени кровавая логика гражданской войны определялась объективными за конами классовой борьбы, в какой — ошибками и политическими амбициями вставшей у власти партии, в какой — личными качествами (достоинствами и недостатками) крупнейших политиче ских и военных деятелей нового госу дарства. До сих пор критерием истинности и жизнеспособности любой социальной идеи было ее полное соответствие марк систско-ленинской теории. Под непро биваемым щитом марксизма свирепст вовал сталинизм, вызревали реформы Хрущева, махровым цветом расцветал брежневизм... Следовательно, жизнеспо собность любой социальной идеи опреде лялась не соответствием ее марксизму, а тем, кто волен был определять это соответствие. Важно то, что платил при этом, то есть отвечал за все издержки, отнюдь не тот, кто заказывал музыку. «Народ, извечный, как земля, Кто б не играл судьбой, Все вековые векселя Оплачены тобой» (Василий Федоров). У нас нет пока советской историче ской науки. Псевдоисторические исследо вания больше похожи на догматы сред невековых схоластов. Как нередко слу чалось в русской истории, для освещения исторических событий и -противоречи вых процессов советского времени боль ше сделала литература. Творчество Ас тафьева, Белова, Балашова, Лихоносова, Можаева, Распутина — не просто зерка ло истории, а совесть народа, высшее выражение его Духовности. Именно пи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2