Сибирские огни № 008 - 1990

□ЧЕРН. И ПУБЛИЦИСТИКА Михаил МЕЛЬНИКОВ ДРЕВО ЖИЗНИ НА СЕМИ ВЕТРАХ Н ам с детства известно о классах- антагонистах и их борьбе, об исто­ рической обусловленности гибели одних классов и возвышении (диктату­ ре) других. И мы настолько привыкли к этой политэкономической терминоло­ гии и фразеологии, что понятие «класс» воспринимаем как некую абстракцию, лишенную человеческой сущности, пло­ ти и крови, а за выражением «гибель класса» не видим трагедии сотен тысяч, а то и миллионов людей. Законы клас­ совой борьбы как бы «на законном осно­ вании» перечеркивают понятия «челове­ колюбие», «сострадание», «личность», «гуманизм». Если теорию понимать как обобщение социально-исторического опыта, то все верно. Теоретики и практики социали­ стической революции считали, что ги­ бель господствующих классов неизбежно предполагала физическое истребление людей. Принимая реалии революции за проявление объективных законов клас­ совой борьбы, общественные науки на протяжении многих десятилетий стара­ тельно возводили теоретический фунда­ мент содеянному. Любая попытка отлич­ ного от «ортодоксально-марксистского» суждения о революции расценивалась, как -покушение на основы основ, как враждебная вылазка. Страх перед неиз­ бежно следующей за таким выводом расправой сковывал научный поиск, утверждая господство догматизма. Раскрепощение мысли неизбежно ве­ дет к переоценке ценностей, к низвер­ жению догм. Процесс этот начинается с вопросов и сомнений. Революционная смена класса-гегемона, лишение поме­ щиков права на землю, нетрудовые до­ ходы и. традиционные привилегии, бур­ жуазии — на заводы, фабрики, капита­ лы разве не определяли гибель этих классов? Требовало ли их низвержение обязательного истребления или изгнания за рубеж дворян-помещиков и капита­ листов? Была ли в этом объективная необходимость? Мы знакомы с револю­ цией в более чем одностороннем ее освещении, а потому не можем судить с достаточной определенностью, были ли альтернативы решению об уничтожении господствующих классов. Историю, ко­ нечно, не исправишь, но она многому может научить. Важно знать, в какой степени кровавая логика гражданской войны определялась объективными за­ конами классовой борьбы, в какой — ошибками и политическими амбициями вставшей у власти партии, в какой — личными качествами (достоинствами и недостатками) крупнейших политиче­ ских и военных деятелей нового госу­ дарства. До сих пор критерием истинности и жизнеспособности любой социальной идеи было ее полное соответствие марк­ систско-ленинской теории. Под непро­ биваемым щитом марксизма свирепст­ вовал сталинизм, вызревали реформы Хрущева, махровым цветом расцветал брежневизм... Следовательно, жизнеспо­ собность любой социальной идеи опреде­ лялась не соответствием ее марксизму, а тем, кто волен был определять это соответствие. Важно то, что платил при этом, то есть отвечал за все издержки, отнюдь не тот, кто заказывал музыку. «Народ, извечный, как земля, Кто б не играл судьбой, Все вековые векселя Оплачены тобой» (Василий Федоров). У нас нет пока советской историче­ ской науки. Псевдоисторические исследо­ вания больше похожи на догматы сред­ невековых схоластов. Как нередко слу­ чалось в русской истории, для освещения исторических событий и -противоречи­ вых процессов советского времени боль­ ше сделала литература. Творчество Ас­ тафьева, Белова, Балашова, Лихоносова, Можаева, Распутина — не просто зерка­ ло истории, а совесть народа, высшее выражение его Духовности. Именно пи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2